Иностранцы в бизнесе: инструкция для глобал беларашнз

Деньги • Грегори Уайт
Белорусский мегаполис рано или поздно превратится в Вавилон. Что ожидать от иностранных граждан, которые чаще всего устраиваются на работу вдалеке от родины? Британец Грегори Уайт работает в IT-компании на Среднем Востоке. Он рассказал редакции KYKY, как ведут себя в бизнесе китайцы, индусы, русские, арабы, американцы и пакистанцы.

Китайцы


В бизнесе с китайцами сложно добиться социальной справедливости. Их компании делают большие деньги, но это происходит за счет урезания расходов и минимальных зарплат. Если китаец руководит бизнесом, он всегда устанавливает минимальный зарплатный rate, то есть оклад. Так как китайские компании платят по нижней границе минимума, у них часто работают самые отчаявшиеся. Вся их экономика поднялась за счет дешевой рабочей силы, позволяющей производить огромное количество дешевых товаров. Разумеется, страна в считанные годы разбогатела. В ней стал развиваться средний класс. И тут начинается замкнутый круг: средний класс уже не хочет ездить на китайских автомобилях, сами китайцы хотят водить «Мерседесы». Вот почему в мире постепенно начинается рецессия китайской экономики. Запад устал от китайских товаров, которые ломаются от одного взгляда на них. И европейский производитель на каком-то этапе проиграл, когда перевел все производства в Китай. Мы потеряли места у себя дома. Именно поэтому сейчас многие страны принимают законы, которые защищают их экономику.


Мне нравится, что вы в Беларуси шьете свои рубашки и носки, потому что во многих странах все производится в Китае.

Сегодня в мире дешевые китайские товары уже могут конкурировать с вьетнамскими и индийскими: выбирая между made in China и другой продукцией, потребитель предпочтет вьетнамскую одежду, потому что привык к тому, что китайское — непрочно. Разумеется, китайцы едут работать в другие страны. Но где бы они ни работали, они всегда нацелены на максимальное количество денег. И нужно отдать им должное: как нация они очень организованы. Если вы идете на массовое мероприятие, старайтесь избегать толпы китайцев — я не знаю, почему, но они всегда толкаются. Не сочтите меня расистом, но они бывают как заноза в заднице: шумные, болтливые, их всегда много. Глядя на их поведение в толпе, я вспоминаю профессию заталкивателя в вагоны метро, хотя она существует не в Китае, а в Японии. Кстати, японцы считают себя евопейцами. Все остальные, по их мнению, азиаты: китайцы, вьетнамцы, корейцы, а они — нет.


Индийцы


Внешне это смуглые парни с европейскими чертами лица, которые пользуются загадочным английским языком. Сами называют его индиш. Отличить индуса по говору очень просто: они всегда используют present continuous. Например, говорят: «I'm thinking, I'm coming» или, к примеру, «I'm fixing it yesterday» — это их любимое время в английском языке. Для работодателя индийские работники дешевы, хотя и имеют часто хорошее образование, которое получают в Англии. Те рабочие, которых вы видите на улицах больших городов, скорее всего, не индусы, а пакистанцы или ребята из Бангладеш, которые зарабатывают мало и так же мало стараются.


Индиец на хорошей работе дорожит местом, он всегда остается в офисе после конца рабочего дня, когда европейцы сваливают в бар. Индийцы — большие трудяжки и работают очень усердно, но по какой-то причине у них не все получается. Я бы назвал это легким природным затупом, который они с лихвой компенсируют врожденной хитростью. Вот пример. Если ты даешь индусу новые инструкции в дополнение к прежним, просто озвучиваешь новую информацию, он моментально плюет на старые правила и выполнит вот эти новые. Индиец никогда не думает о последствиях. Несмотря на то, что шахматы изобрели у них на родине, редкие индийцы наделены способностью продумывать ходы. Страшнее всего для индийца — потерять лицо. Поэтому если вы заблудились в незнакомом городе, никогда не спрашивайте у индуса на улице дорогу. Ему легче отправить вас к черту на кулички, чем признаться в том, что он точно так же, как и вы, не знает район.


Американцы

Я работаю с американцами бок о бок и заметил одну странную штуку. Эти ребята на Среднем Востоке ведут себя, как в армии. Будто они шпионы под прикрытием, которые нарабатывают опыт и связи, учат язык и пытаются понять традиции. Вместе с тем, они до невозможности дружелюбные ребята, но это все выглядит нарочито. На Middle East очень много английских школ, может быть, все они координируются ЦРУ? Ну, они же воевали с Middle East, и до сих пор какие-то их войска остаются в Ираке. У американцев такое поведение, будто все они военные.


Они даже на рабочем месте используют «субординацию», то есть более низкий по статусу сотрудник не позволяет себе вести себя расслабленно с коллегой, который выше по должности.


Что касается американских женщин, которые приезжают без мужей работать на Middle East, они немного странные. Моя бывшая коллега, кстати, отличный профессионал, полгода носила черный платок на манер арабской женщины, а потом и вовсе закрыла лицо. Она не была мусульманкой, и никто не мог понять, зачем она это делает.


Британцы

Рассуждать про англичан сложнее всего, потому что я слишком хорошо их знаю. Но если искать какие-то общие черты в британцах, которые работают вдали от родины, то это будет одна: мы совсем не расслабленные парни. Англичанин всегда боится потерять работу, потому что вырос в стране, где слишком большая конкуренция. Соответственно, если мы имеем приличную должность, мы стараемся выполнять свою работу очень добросовестно.

Пакистанцы


У них, как и у индийцев, темная кожа, но спутать эти две нации сложно. Черты лица индийцев более мягкие. Лица пакистанцев грубее. В таких странах, как Бангладеш, Пакистан или Афганистан, люди живут на 1,5 доллара в день. Понятно, что они с радостью поедут на Middle East, где им будут платить 150 долларов в месяц, обеспечивая жильем и питанием. Правда, жилье это не очень комфортное: работодатель селит десяток рабочих из Пакистана в одной комнате в отеле. Это выгодно, если ты хочешь сэкономить на рабочей силе.

Тех пакистанцев, которые работают на стройках, называют паками. Они издеваются над представителями других наций, например, над узбеками и другими выходцами из бывших коммунистических стран.


Пакистанцы, которые росли в Англии, не идентифицируют себя с паками. И точно так же, как индусы, дорожат рабочим местом, если им повезет устроиться в приличную контору. Судьба пакистанцев очень зависит от образования. Мне встречался пакистанский агент по недвижимости, нормальный парень. Хотя с языком у них беда. Точно так же, как у индусов, у пакистанцев очень сильный акцент. Самое интересное: если британцы еще могут понять пакистанских ребят, то алжирцы с индийцами их вовсе не будут слушать, а если ты спросишь, почему, скажут, что ничего не понимают.


Арабы


Узнать араба в толпе легче всего: он всегда одет в белоснежную thobe до пят. Если эта белая штука по какой-то причине грязная, для араба это плохой знак - одному Аллаху известно, сколько раз в день они их меняют. Именно поэтому у них на каждом шагу химчистки. Чтобы открыть бизнес на Middle East, тебе нужно иметь компаньона араба, который даст компании свое имя. 51% любой фирмы должен принадлежать арабскому гражданину, будь то магазин продуктов или строительная компания. Твои арабские компаньоны выглядят и ведут себя очень приятно, но они невероятно тянут время. Если можно не торопиться — араб это сделает. Его завтра никогда не наступает, куда спешить?


У нас шутят, что бизнес более успешен, если твой арабский компаньон вообще не ходит в офис.


На встречу они никогда не приходят вовремя, можете смело планировать совещение на полчаса позже. Правда, иногда ваш арабский компаньон может вообще не прийти. То же самое можно сказать и про турков, но те турецкие граждане, которые ведут бизнес, все-таки более организованы. Если вы не хотите брать в компаньоны араба, есть и другой вариант: открыть бизнес на Middle East в безналоговой free-зоне, такой как интернет-сити, медиа-сити, knowledge city. В этом случае тебе компаньон араб не нужен, но аренда офиса и лицензия будут настолько дороги, что по расходам выйдет не дешевле, чем доля в 51%.


Русские


Забавно, насколько широким может быть понятие «русский». Мне приходилось общаться со многими людьми, которые позиционировали себя как русские. Потом оказывалось, что один из Украины, второй из Молдавии, а третий белорус. Лучшие русские работники — это программисты. В этой сфере они действительно круты: русские и украинцы. Непосредственно в бизнесе русских отличает тактика нападения. Я был знаком с одним богатым парнем из России, который инвестировал миллион долларов в экономику Австралии, чтобы переехать туда. Но у него не получилось вести там бизнес, потому что, по его мнению, налогов было слишком много, а возможностей для черного маркета не было совсем, а потому он решил перевести бизнес в Китай. Если русские хотят в цивилизацию, им нужно в себе много менять. Если говорить о русских, которые занимают не руководящие должности, у них есть одно национальное отличие: сваливать свою работу на других. То ли они ленивы, то ли дело в наглости.


Я никогда не забуду русского супервайзера, который на все замечания по поводу своей работы отвечал: «Ну, увольте меня!». Еще русских отличает низкий уровень английского, даже с очень хорошим седьмым левелом их из-за акцента не понять, как индусов.


Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Кто создает одежду для патриотов

Деньги

Локальные бренды предлагают потребителям вакцину патриотизма. Принцип такой: «заканчивайте все ругать, наденьте сделанный в Беларуси свитшот и поймите, что ярлыком made in Belarus можно гордиться». Молодые и деятельные — вот она, кровь нации, взятая на пробу. Но не все настроены оптимистично: редакция KYKY говорит с полными надежд Grandgoose и Blue Milk, а также Ravel, который свернул производство streetwear и отправляется в Польшу.