Пилите, Анна! Как девушка подружилась с лобзиком и стала продавать деревянный хендмейд

Герои • Алиса Петрова
Анна Поляковская – хрупкая на вид девушка, которая своими руками создает светильники из дерева. KYKY наведался в ее мастерскую с говорящим названием «Дом солнца», чтобы узнать, как сочетается женственность с столярным делом, бывает ли Анне сложно пилить, и почему девушка выбрала не камень и металл, а именно дерево.

«Часто говорят, мол, видно, что это мастерская девушки», – начинает рассказ наша героиня. Небольшая мастерская Анны Поляковской «Дом солнца» находится в офисном здании по улице Чернышевского, 10а. Несмотря на расположение в цокольном этаже, в студии светло, уютно и аккуратно. Легким косметическим ремонтом не обошлось: до переезда Анны сюда это было довольно страшненькое помещение с прогнившими стенами. Но девушка смогла сделать место, где теперб чувствует себя комфортно как дома.

Пилите, Анна!

Год назад Анна впервые взяла лобзик в руки – и «загорелась». Делала на даче декор для подруги в подарок. При этом тяга к уютным деревянным вещичкам у нее была с детства, и всегда нравился запах дерева. С прошлого нового года Анна начала активно заниматься ремеслом. Делала декор и полки, детские мольберты. Накануне праздника многие стали заказывать у нее игрушки в виде лошадок – по словам Анны, это был «сумасшедший дом», но ей нравилось. В декабре она уже показывала свои изделия на выставке «Млын»: полочки, подсвечники, первый светильник. Изначально девушка работала как ремесленник, а летом оформилась индивидуальным предпринимателем.

Экспериментируя, Анна поняла, что больше всего ей нравится делать светильники. Сказывается образование – девушка училась на архитектора. Придумывая светильники, она не просто творит – нужно применить инженерную мысль. Светильники должны быть безопасными, к ним нужно провести провода, они должны иметь возможность подключаться к сети. Кроме того, Анну вдохновляет, как с помощью света можно сделать невероятный интерьер даже из серого неприглядного помещения. Одно из самых популярных ее изделий – светильник в виде алмаза – девушка придумала перед Minsk Design Week, куда ее пригласили с вопросом: «Можешь сделать что-нибудь интересное?»

Почему работать на себя в мастерской не спокойнее, чем «на дядю» в офисе

До того, как открыть мастерскую, Анна шесть лет работала архитектором в Москве. Там же она получила образование. Анне безумно нравились ее проекты, но кроме работы и учебы она ничего не видела. В какой-то момент наша героиня поняла: «Я не хочу куда-то бежать, доказывая всем мужчинам, какая я молодец». Так пришло окончательное решение открыть свое дело.

На вопрос, не трудно ли было в первое время, Анна отвечает: «И сейчас сложно. В своем деле нужно постоянно быть в активном движении – никаких расслаблений, никаких «ай, я устал». Несложно начать свое дело. Можно и кукол, и игрушки шить – я знаю девочек, которые неплохо зарабатывают на этом. Но нужно постоянно себя «показывать», чтобы о тебе не забывали, делать скидки, проводить мастер-классы».

Для Анны работать в мастерской с деревом не спокойнее, чем за компьютером в офисе. Появляется ответственность. «Я человек трудолюбивый, но тут много нюансов. Нужно быть бухгалтером и разбираться в налогах (для меня это был темный лес), быть рекламщиком, знать рынок, уметь продавать и улыбаться, даже когда чувствуешь себя не очень хорошо. У некоторых бывают «творческие кризисы», и им приходится ради клиентов маску надевать. Это всегда видно. Надо себя воспитать – такое не прокатит».

В дальнейшем Анна мечтает открыть лавочку, как в Вильнюсе – с уютными вещичками. Чтобы туда просто можно было зайти, выпить кофе, подпитаться энергетикой дерева. Хотя и сейчас люди иногда приходят в мастерскую Анны, чтобы просто посмотреть на ее изделия и пообщаться.

Как Анна создает свои светильники и сколько они стоят

В основном Анна работает с фанерой из сосны. С другим материалом стоимость может возрасти в несколько раз. Лист сосновой фанеры стоит 20 рублей, а из бука, например, 50 рублей. Тем более, Анна красит люстры – нет смысла брать дорогой материал, потому что не будет видна текстура дерева. Но если заказчик хочет другой материал, более дорогой – это оговаривается.

Диапазон цен – от $30 за самое простое и небольшое изделие, до $100 за светильник-канделябр. Анна объясняет: он самый сложный. В нем много мелких деталей, каждый изгиб нужно аккуратно прокрасить, покрыть лаком. Самый маленький «алмаз» стоит в районе $35, а большой – около $80.

Столярку Анна делает сама, а электрикой занимается муж: подсоединяет провода, вставляет патроны для лампочек, а потом тестирует, как это работает.

В целом, девушке не тяжело работать с деревом. Разве что в первое время сильно затекала правая рука из-за того, что электрические инструменты сильно вибрируют. Теперь, выбирая инструмент, Анна смотрит, чтобы он ложился «под руку». «А с тем же лобзиком девушка спокойно справится», – улыбается Анна. Физически самый сложный заказ, который делала Анна – массивная лавка, на котором мы с ней сидим.

Заказчик, кстати – детский футбольный клуб Kinder ball, который находится в шестом корпусе «Горизонта». Анна делала для них и светильники.

Как правило, Анна работает в мастерской с десяти утра до семи вечера. Единственный день, когда она там не бывает – воскресенье. Если есть возможность, старается уехать на часок-другой на природу.

В среднем на один заказ Анна тратит пять дней. Недавно у девушки появился «помощник» – электрический станок, который вырезает заготовки для светильников. Когда было много заказов, Анна просто не справлялась. Светильник ведь нужно сначала вырезать, зашлифовать каждую грань, собрать и склеить, подождать, пока высохнет (желательно ночь), покрасить, подождать, пока высохнет краска, и затем наносить защитное покрытие. Теперь Анна делает чертеж в AutoCAD, скачивает на флешку и вставляет ее в USB-разъем в панели управления станка – он сам вырезает заготовки нужной формы. Это экономит часы работы. «Как наемный рабочий, которому ты не платишь, – шутит девушка. – Окупится со временем».

Название мастерской – «Дом солнца» – не просто красивое словосочетание. После общения с Анной в небольшой светлой комнате с кучей деревянных вещей выходишь в серый город каким-то просветленным. Как будто и правда побывал в гостях у солнца.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Лявон Вольскі. Прыватнае інтэрв'ю

Герои • Мария Войтович

«З музыкай Лявона я пазнаёмілася яшчэ ў дзяцінстве: дзякуючы добрай настаўніцы мы спявалі «Мрою» замест песен, якія прапаноўвала школьная праграма. Потым былі ўніверскія пасядзелкі з гітарамі, канцэрты, каханне, фонам якога таксама выступалі песні Лявона. Прыватнае знаёмства адбылося ўжо падчас працы», – успамiнае Марыя Вайтовіч, якая сустрэлася з Лявонам, каб запытаць пра тое, што будзе цікава як барадатым слухачам, так і тым, хто далучыўся да публікі Вольскага пазней, калі дзяржава ўнесла яго імя ў чорны спіс забароны.