«Цвёрда трымаўся юнак на дапросе». Почему беларуский бизнесмен боится говорить со СМИ

Вика Луд
«Есть у современных бизнесменов одна общая черта: поговорить они любят максимум в Фейсбуке». Редактор рубрики «Бизнес» Вика Луд не хочет мириться с тем, что опросы не получаются из-за отсутствия респондентов, интервью не публикуются без убивающей оригинальный текст вычитки, да и вообще, беларуский предприниматель чаще всего говорит «не под запись». Но чтобы знать, как нам всем здесь жить дальше, жизненно необходимо, чтобы господа бизнесмены научились не бояться высказываться в прессе.

Я не могу похвастаться огромным опытом общения с беларускими бизнесменами и я не могу сравнивать предпринимателя в малиновом пиджаке и предпринимателя 2.0. Однако в 90-х была даже светская хроника, а у нас в 2017 году – чистенькие интервью с намеком на хулиганство. Есть у современных беларуских бизнесменов одна общая черта: поговорить они любят максимум в Фейсбуке.

«Не надо про меня писать – у меня всё, как у всех»

Недели три назад случилась показательная история. В Guardian появился материал о смене акцентов статусных людей: крутой теперь это не тот, кто много тратит, а тот, кто много работает – именно это сейчас служит признаком классового превосходства. Вслед за этим мнением мы на KYKY решили выяснить у беларуских бизнесменов, сколько времени они тратят на работу, сон и семью. Выборка пала на тех, кто успевает «создавать империю», параллельно отписывая об этом в социальных сетях. Текст не получился: за день общения с утра до ночи я смогла вытянуть только один ответ, а потом, обессилев от собственного раздражения, бросила это дело. Никто не хочет говорить – везде одно и тоже: «Ой, у меня ничего необычного, все, как у всех». Можно было воспользоваться журналистской уловкой – обратиться к тем людям, которым всегда есть, что сказать. Их мало, но, слава богу, такие есть – кажется, на них держится все деловая журналистика в Беларуси. Но прием этот хорош, только когда им редко пользуешься.

Кадр из фильма «Гражданин Кейн»

В нашей истории вопрос даже не касался чужих кошельков и личного дохода за прошлый месяц. Банальный вопрос – ничего откровенно личного. Только американские топ-менеджеры и бизнесмены культивируют поклонение к труду и пытаются делать из этого шоу, рассказывая направо и налево во всех интервью о том, как просыпаются в 3:45 утра. Нам, беларуским журналистам, приходится довольствоваться фзарой «ой, ну все стандартно, вы хотите это написать?».

Говорить с беларуским бизнесом – вообще трудная задача: никаких цифр, упоминаний и открытых тем. Ну ладно, коммерческая информация, ответственность за партнеров и деловая этика – но где ваши мнения?

Спасибо Цукербергу за Фейсбук: запуганные со всех сторон, они могут «выговориться» разве что в социальных сетях. Не удивлюсь, если узнаю, что пишут свои посты, махнув перед этим рюмашечку, – когда уж очень накипело.

В какой-нибудь другой вселенной на KYKY появилась бы рубрика «алкоинтервью о бизнесе»: приходили бы к нам известные и могущественные, мы бы им наливали бокал чего-нибудь крепкого, они расслаблялись, отмирали и разговаривали бы на любые темы – хоть про масонов и мировое правительство.

«Вас напугал господин Кнырович?»

Удивительно, но до сих пор многие местные предприниматели предпочитают хранить обет молчания. Нередко они пытаются до последнего скрывать не только проблемные моменты, но и, казалось бы, положительные новости: об открытии нового направления в бизнесе, поглощении конкурента или, например, строительстве новых предприятий. Вместо того, чтобы кричать на весь мир о своем успехе, интересуются: а вам зачем? Или «давайте как-нибудь потом поговорим». Вопрос о планируемых инвестициях натыкается на непреклонное «коммерческая тайна», а предложение высказать свое мнение о действиях конкурента воспринимается как желание столкнуть бизнесменов лбами или подставить перед проверяющими органами.

Кадр из фильма «Банды Нью-Йорка»

Деньги любят тишину, а представители бизнеса – густую тень. Именно поэтому работа журналистов в Беларуси представляет собой гремучий коктейль из дедуктивных методов Шерлока Холмса, настойчивости танка и кропотливости зануды-бухгалтера. Забавляет, как некоторые борются за открытость бизнеса в Беларуси, но сами параллельно напоминают стихи Кулешова – «Цвёрда трымаўся юнак на дапросе».

Особую категорию «информационных извращенцев» и хранителей тайн составляют те, кто любит рассказать «не под запись». Ну, чтобы мы понимали, как вы там страдаете в беларуском бизнесе. Тут журналист работает психологом: вы выговорились с пометкой «ну, вы же понимаете, что это только между нами». А редакция потратила время, не сделав материал.

Возможно, вас напугал господин Кнырович, который все еще сидит и ждет суда? В кулуарах шепчутся, что, мол, сам же виноват – много лишнего наговорил. Но Кнырович говорил, пока вы все молчали.

Сейчас, пожалуй, увереннее всех делятся своим мнением вслух только беларуские IT-предприниматели, которые только одно ногой находятся в Беларуси. Те, кто больше погряз в беларуской системе, – тоже отмалчиваются. Слышали что-нибудь про загибающийся внутренний IT-рынок? Он загибается, но никому не говорите – это только между нами.

Начните разговаривать с прессой!

Уважаемые бизнесмены! Поймите, только вы знаете, что делать с загнивающей экономикой и можете видеть наше финансовое будущее. Хотя для экономики вы и есть будущее – не хотите его обсудить? Осмельтесь открыться и рассказать о проблемах. Давайте научимся мыслить масштабно: ведь кто мелко мыслит, тот рано или поздно сядет на мель. Все по-настоящему успешные люди не верят в полутона, полумеры, полупобеды – они стремятся к масштабному и на меньшее не согласны. Мы тоже не будем стоять в стороне: мы хотим приглашать вас к себе в редакцию, делать круглые столы, обсуждать, делиться и рассказывать. Главное, чтобы круглый стол не напоминал игру в «Мафию», в которой даже ночью маску не снимает никто.

Кадр из фильма «Большой куш»

Все кругом хотят каких-нибудь положительных изменений. Мы на KYKY тоже их хотим – давайте прекратим пустую кулуарную болтологию и начнём говорить друг с другом откровенно при свете дня. Если вы не хотите отсвечивать своим именем, не отказывайтесь. Давайте для начала поговорим хотя бы анонимно. А там, глядишь, станет попроще, чем у Кулешова:

Цвёрда трымаўся юнак на дапросе,
Тоячы словы і думкі свае.
Вораг-жандар дакурыў папяросу.
I камсамольскі білет аддае.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter