Мастер-класс некоммерческого авангарда. За что одиозный музыкальный критик Конрад Ерофеев любит музыканта Сергея Пукста

Культ • Конрад Ерофеев
Редакция KYKY очень тепло относится к музыканту Сергею Пуксту, пусть и не до конца понимает, что он хочет сказать публике своим последним авангардным альбомом «Путь домой». К счастью, музыка разбудила нашего внештатного критика Конрада Ерофеева. «Вот из этого отрывка можно было бы вытянуть хитяру, но вы ж не дурак, врубились? Все, пропускаем, идем дальше», – объясняет Конрад тем, кто не понял сам.

Сергей Пукст – сложный, а хочет казаться еще сложней. Нашему самому недостаточно коммерчески успешному музыканту словно бы тесно в одном теле – ему бы еще два-три напрокат. Как раздвоение личности, только наоборот. Личность-то всегда одна и та же, но вот личины, личины… То почти поп-рок с Пукст-бэндом, то шансон, то – недавно, вообще рэп. И под все подведена идеологическая база, для всего у Сергея найдется объяснение.

Истоки Пукста

За сменой шляпок и пальто, за белым гримом постепенно забываешь, чем этот самый Сергей прославился изначально. Да, кстати, белым гримом же – только еще в 90-е, и совершенно сумасшедшими авангардными импровизационными представлениями. В духе поп-механики Курехина, конечно, но разве же это плохо? Так уж повелось, что Сергей – наш самый серьезный авангардный музыкант от поп-музыки. Только он, кажется, может у нас писать композиции, балансирующие на грани недоступности для широкой публики, но все-таки не переступающие эту грань – когда за счет удачной мелодики, когда просто за счет харизмы – не важно. При этом нисколько не поступаясь музыкальной составляющей: в композицинном ключе, да и как вокалист, Пукст, безусловно, очень талантлив.

Однако второстепенные тела, этакие Тони Клифтоны, настолько завладели вниманием Сергея, что в последнее время по-настощему упертым авангардом он нас не радовал – бальзаковский возраст, знаете ли, тяжелая вещь. В связи с этим новая пластинка «Путь домой» очень своевременна – ведь начало уже и стало забываться, надо сказать. Своему названию диск очень соответствует. Это натурально, некое духовное возвращение к тому самому, изначальному, Пуксту, который нас уже несколько лет альбомами не радовал. Этакий тур-де-форс, четкая демонстрация того, что не стоит, ой не стоит забывать, ради чего мы все собираемся на концерты Сергея.

В чем суть альбома «Путь домой»

Как всегда, альбом сопровождается длинными объяснениями – здесь же, на KYKY, от первого лица. Не упрекая Сергея во лжи или лукавстве, все же скажу: объяснения эти можно смело пропустить мимо ушей. Наполовину это – рационализация изготовленного материала перед собственным внутренним взором, наполовину – вежливый, но несколько заискивающий реверанс в сторону публики – и что нам до всего этого? В любом случае, пластинка гораздо интересней всех этих комментариев.

Клаустрофобически камерный альбом – тесный и по протяженности, и по атмосфере – это просто мастер-класс некоммерческого авангарда. Академический пример идеально сделанной пластинки, которая наверняка останется не понятой широкой публикой и не будет продаваться. Альбом-учебник, но отнюдь не для младших классов школы.


Тут ничто не доведено до конца – но не по лени или небрежности, а нарочито, дабы не впадать в грех многословности. Вот из этого отрывка можно было бы вытянуть хитяру, но вы ж не дурак, врубились? Все, пропускаем, идем дальше. Вот тут двустишье классное, можно было бы вытянуть целый текст, но это техническая работа, это нам уже неинтересно, движемся вперед. Никаких излишеств. Sapienti sat.

Музыка для музыкантов, которые несомненно уже сегодня внимательно исследуют этот альбом. Публике… Публике придется тяжелее. Но ничего, сдюжит.

Даже если в целом ничего не понять, пукстовская харизма на месте. Наверняка представительницы младших курсов гуманитарных вузов будут характеризовать этот альбом словом «атмосферно» и грустно и томно закатывать глаза.

Фотографии Сергея Пукста: Александр Жданович, tarantino.by

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Спасибо, Рокки, или как правильно прощаться с легендой

Культ • Макс Старцев

Первое, что неизбежно хочется сделать, говоря об этом фильме, это снова дать по мозгам отечественным прокатчикам за перевод названия. К этому мы еще вернемся, а пока вашему вниманию представлен «Крид», лучшая боксерская драма со времен «Бешеного быка».