Почему я скрываю свой возраст. Две истории эйджизма в 20 и 50 лет

Культ • Екатерина Ажгирей
В нашей культуре лучше быть молодым (но не слишком), но при этом взрослым (но не старым). Так что по сути социум отводит каждому примерно тридцать «работоспособных» лет: с 25 до 55. А всё, что до или после редко вписывается в сознание работодателей, коллег, друзей и даже родственников. KYKY нашёл двух людей, которые выпадают из этих рамок, а потому скрывают свой возраст. Вам когда-нибудь отказывали в работе, потому что вы слишком молоды? А вот нашему герою – да.

Мы уже писали, как тяжело найти работу в 50 лет и как непросто заработать к себе серьезное отношение, если начинаешь строить бизнес в 16. Так часто можно услышать: «Ай, ты еще маленький», «Повзрослеешь — узнаешь», «Нет, ты слишком старый, чтобы освоить смартфон», «Да она же пенсионерка!». Только всё это – проявления нетерпимости, когда человек оценивается по категориям трудовой книжки и через призму культа молодости, а не по опыту или скиллам. 

Александр Стародетко, меньше 23 лет. «Меня не берут на работу из-за возраста»

«В моём случае скрывание возраста обусловлено работой. С первых попыток трудоустроиться я сталкивался с эйджизмом в стиле: «Ты там поразвлекайся, поучись, а потом к нам приходи, поговорим, поработаем!» Причем это касалось и частных, и государственных компаний. На ноте «подрасти» всё в основном и заканчивалось. Им не объяснить, что возраст никак не влияет на мои знания в сфере. Даже по отзывам коллег, я могу быть более компетентным, чем люди, которые не развивают свои навыки и просто прикрываются «опытом» за возрастом.

Предрассудки и стереотипы касательно возраста очень ранят. Это как с сексизмом или любым другим видом дискриминации: ты чувствуешь себя растерянным. И люди не понимают, что у меня есть право не говорить им о своём возрасте – конечно, если это не касается документов или не влечёт к какому-то уголовному преступлению, связанному со мной. К сожалению, пока в Беларуси не будет своего Харви Вайнштейна в мире эйджизма, решить эту проблему в общем и целом не получится – только договариваться о чем-то краткосрочно. Давно известно, что тот же Google – казалось бы, мировая и репутационная компания – не берёт к себе соискателей 35+. В итоге люди сделали петицию, потому что компания дискриминирует их по возрастному принципу.

В моем случае решение скрывать возраст было не самым страшным вариантом. Для меня это что-то наравне с поддержанием ожиданий чужих людей на твой счет. Ты оставляешь им возможность додумать всё, что им удобно, в итоге все в выигрыше, но только в краткосрочной перспективе.

Конечно, близкие друзья знают, сколько мне лет. А вот спорить с людьми, которые еще не стали партнерами твоей компании или теми, которые будут дальше руководить твоей деятельностью, к сожалению, не так просто. Вы выстраиваете отношения уже другого плана, но здорово, когда люди сначала видят тебя, твои мысли, и только потом задумываются над возрастом. Не всем из нас дано громко отстаивать свою позицию, и при этом не сломаться. Поэтому у меня было два пути: война, когда ты идешь напролом, отстаиваешь свои права и возможности, и более мягкий способ, когда ты соглашаешься на условное умалчивание ради сохранения эмоционального здоровья и проектных перспектив.

Я был на собеседовании одного большого беларуского издания, и прямо во время общения HR начала мне объяснять, почему мне нужно учиться, а не работать. «Иди радуй родителей, маму! Зачем ты сюда пришел?».

В ответ на мои слова и довольно внушительное проектное портфолио было: «Нет, это сейчас не твоя главная цель, можешь отсюда идти». Секундочку, то есть человек, которого я вижу впервые, знает про мои цели лучше меня? Через какое-то время вырабатывается защитный рефлекс и определенные тактики поведения, чтобы максимально сохранить себя и свои амбиции и планы. Да, это очень сложно. Мой возраст не указан ни в одной социальной сети, обычно я даже в личном общении отбиваюсь от этих вопросов. И что самое странное, поначалу это очень неловко – проблема ведь не в тебе, но на тебе она сказывается. Идти напролом – не работает.

Единственное, что помогает в такого рода шейминге – когда твой рабочий опыт, связи, что угодно, так становятся важны другим людям, что год рождения откатывается на второй план. И это я ещё не знаю, что ждет меня в карьерном плане после 50 лет. Наверное, здесь нужно просто молиться».

Элина, больше 50 лет. «Вы так хорошо выглядите!» – А почему я должна выглядеть плохо?»

«Я начала не то чтобы скрывать, но не говорить о своем возрасте где-то после 45 лет. Я долго работаю в сфере красоты и заметила, что почему-то особенно женщины стесняются говорить о своем «жизненном опыте», который выражается в цифрах. От клиенток-женщин, а не мужчин (хотя и от них тоже бывает) постоянно можно услышать, как надоело закрашивать седину, или что сделать с кожей на руках, чтобы она не была такой дряблой, а «помоложе». Возможно, всё это это навеяно тем, что даже в индустрии кино, музыки, да просто включая телевизор, мы постоянно можем увидеть взрослого, чуть ли не пожилого мужчину с молоденькой воздыхательницей, и его возраст не будет помехой.

Он может строить и личную жизнь, и карьеру, а женщине после 50-ти как будто сразу протягивают в руки спицы и рассаду для огорода.

Каким-то «другим» опытом сейчас может похвастаться разве что Мадонна, Пугачева, ну и Эвелина Бледанс – я видела в инстаграме, что она закрутила роман с каким-то молоденьким актером. У женщин тоже есть жизнь после 50-ти, и она интересна!

В нашем общественном сознании цифра 50+ почему-то ассоциируется со старостью, дряблостью, полным упадком жизненных сил. Да, тело меняется, но это не значит, что я не способна эффективно работать, увлекаться спортом, быть в состоянии о себе позаботиться или даже завести любовника – почему нет? Мне кажется, раньше процесс старения не вызывал столько страха и ужаса: бабушки в каждой семье спокойно уходили на пенсии, называли друг друга «бабушками», а сейчас этого слова шарахаются. Я стать бабушкой не боюсь, но не хочу, чтобы меня списывали со счетов только из-за того, что мне больше не 35 лет. Будто мне пора откладывать на «похоронные», а не на отпуск. Индустрия красоты, с одной стороны, помогает (при уходовых процедурах ты начинаешь выглядеть и чувствовать себя действительно моложе и как будто бы бодрее) а с другой — расставляет штампы, заставляет с 30 лет задумываться о ботоксе или золотых нитях. Да, у меня есть подруги, которые начали вкалывать себе ботокс, хотя гораздо младше меня. Пластику? Нет, не делала, и вряд ли буду, я боюсь операций. 

Я поняла, что мне проще не говорить о том, сколько мне лет, чтобы в очередной раз не сталкиваться с одной и той же реакцией: «Ой, да не может быть! Вы так хорошо выглядите!» У меня двое взрослых детей, я работаю и при этом люблю активно отдохнуть. Зарабатываю, люблю свою работу. Почему я должна выглядеть плохо? Шутку про «это не мама, это твоя подружка» я слышу постоянно. И нет, переубеждать людей не хочется, пускай я лучше буду «подружкой», чем человеком, про которого интересно поговорить только в ключе несоответствия внешнего и «возрастного». Особенно сложно скрывать возраст среди коллег, кто-нибудь так и норовит уточнить, в каком году ты заканчивала школу, а сколько лет у тебя в этом году с выпуска, во сколько родила и сколько лет детям. Мне кажется, людям так безопаснее: с ярлыками всё проще. А я не хочу играть в эти игры. И буду уважать позицию человека, который, например, не захочет говорить не только о своем возрасте, но и о том, куда и сколько раз за год, например, он ездит отдыхать. С чем это связано?

Да люди у нас злые. Посмотрите сами: если ты выглядишь хорошо после пятидесяти, значит, «ты жизни не видела, не работала, как вол, и вообще у тебя все в порядке с деньгами. ПОВЕЗЛО».

Женщины, выглядеть хорошо можно и без неадекватных денежных вложений – это вопрос времени и желания. Дни рождения я отмечать не люблю, только если в очень узком семейном кругу – мы шутим, что мне всегда 18, хотя крема и сыворотки я покупаю с пометкой 35+. Мне кажется, старость — это когда ты перестаешь развиваться, интересоваться миром. А если жизнь тебе интересна, то чего бояться? 

Я заметила, что страх возраста больше всего пугает публичных людей. Видимо, им не хочется стареть, а значит, терять какую-то былую репутацию, возможности. За этим примером начинаются тянуться и «обычные» люди. Девочки (а мы называем в коллективе друг друга именно так – неважно, 25 вам или 55) шутят, что возраст — это как трудовая книжка, которой не обязательно сразу махать перед лицом. Я вообще считаю, что человек с годами только умнеет и раскрывается. Тяжело быть красивым и умным, когда ты молодой, правда. Ты ведь только начинаешь понимать, как и что говорить, как выглядеть, как совмещать нагрузку и отдых и так далее. С возрастом приходит спокойствие и ценность самого себя как личности. Мне не нужно кому-то что-то доказывать, я выбрала режим экономии энергии, как в мобильных телефонах: пускай люди сами придумывают, сколько мне, если им это важно или интересно. Я про себя всё знаю. Считаю ли я, что это нечестно? А разве честно клеймить человека по одной лишь цифре?»

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Если и показывать на Западе фильм о нас, то вот такой. Почему «Хрусталь» для беларуса – это фильм года

Культ • Настя Рогатко

На премьеру фильма Дарьи Жук «Хрусталь» уже солд-аут. Беларусы пойдут смотреть фильм своего же режиссера, и от этого становится страшно – слишком много ожиданий. Но KYKY сходил на предпремьерный показ фильма, который выдвинули от страны на Оскар, и успокоился: это талантливое и свежее кино – именно такое нужно показывать за рубежом. «Хрусталь» в прокате будет с 29 августа – и мы искренне советуем его посмотреть.