Разве это искусство? Картины, из-за которых до сих пор устраивают скандалы, увольняют и бьют людей

Культ • Ольга Родионова

Недавно в компании MediaCube сотрудника попросили уволиться из-за того, что он не оценил по достоинству картину в офисе. Нам в редакции KYKY далеко до Йозефа Бойса с его перфомансом «Как объяснить картины мёртвому зайцу», но по такому поводу и мы решили провести небольшой ликбез по самым эпатажным перфомансам и произведениям ныне именитых художников.

Гюстав Курбе и загадочная вагина

Гюстав Курбе «Происхождение мира»

Одна из самых известных работ знаменитого французского реалиста, «Происхождение мира», по мнению культуроведов была создана по заказу турецкого дипломата Халила Шарифа-паши, который владел большой коллекцией эротической живописи. На ней крупным планом изображена обнаженная женщина, лежащая с раздвинутыми ногами. Биографы, изучающие наследие Курбе, склонялись к тому, что на картине мы видим любимую натурщицу художника ирландку Джоанну Хиффернан. Но тут возникает логичный вопрос: почему она не рыжая? Некоторые историки предполагали, что Курбе позировала одна из французских любовниц Шарифа-паши – куртизанка Жанна де Турбе. Другие же утверждали, что полотно было создано с натуры балерины Констанс Кенье.

Художник показал миру «Происхождение мира» в 1866 году, но в связи с тем, что от такого зрелища люди реально падали в обморок, широкая публика увидела работу лишь в 1988-м — до этого картина находилась в частных коллекциях и ее тщательно скрывали от посторонних. С 1995 года полотно хранится в парижском музее Орсе. А выставляют его под пуленепробиваемым стеклом.

Жан Энгр и сестра Наполеона

Жан Энгр «Большая одалиска»

«Большая одалиска» была написана Жаном Энгром в 1814 году и стала невероятно скандальной для своего времени. А всё потому, что он писал её для амбициозной младшей сестры Наполеона Каролины Мюрат. Картина так и не была принята заказчицей, которая более заботилась о политике, чем о делах духовных. А Энгру пришлось продать свою новую работу некому графу. Позже «Большая одалиска» переехала в Лувр, где её можно лицезреть и сегодня.

Интерес «Большая одалиска» представляет тем, что для достижения композиционного строения художник не просто преобразовал реальность, но и поверг гравитацию и даже намеки на физиологическое правдоподобие. Мы видим обнажённую одалиску, которая нежится на шёлковых простынях. На первый взгляд всё очень поэтично, целесообразно и правильно, но стоит приглядеться к отдельным деталям, как взгляд улавливает простейшие анатомические несоответствия. Энгр прибавил девушке целых три лишних позвонка на спине, правая рука модели слишком длинная, а левая нога вывернута так, что если бы девушка действительно приняла такую позу, вряд ли речь могла идти о комфорте, не говоря уже о неге и прочем релаксе. Но художественные цели для Энгра всегда были выше какой-то человеческой анатомической достоверности, и несмотря на то, что не только хирурги, но и критики подметили все эти несоответствия, всё же «Большая одалиска» выглядит очень пропорционально благодаря треугольной композиции, которой добивался художник, намеренно «вывернув» ногу героини.

Обнаженное тело на картине изображено с ограниченным эротизмом и лишено пошлости, что подчеркивается и восточной атрибутикой. Его можно назвать возведенным в рамки отстраненного совершенства, и такая модель вполне могла бы сегодня красоваться на обложке Playboy – вполне толерантно, не оскорбляя ничьих чувств.

Пьеро Мандзони и его физиологические отправления

Пьеро Мандзони

В мае 1961 года Пьеро Мандзони сообщил поклонникам современного искусства о создании нового произведения: он разделил собственные экскременты на порции по 30 граммов, разложил в 90 баночек и запечатал их. Баночки были пронумерованы, и на каждой красовались надписи на четырёх языках – «Дерьмо художника», а также автограф самого Мандзони. Каждая баночка соответствовала по стоимости одному грамму золота на тот период. Сам Мандзони объяснил свой арт-объект так: «Я привлекаю внимание к доверчивости покупателей художественных произведений». В последующие годы баночки оказались во многих художественных собраниях, получая значительные премии по всему миру. Есть сообщения, что позднее некоторые из них взорвались (вероятно, вследствие коррозии и под давлением накопившихся в них газов).

Работники лабораторий в поликлиниках сейчас напрасно бросились к стойкам с анализами своих пациентов. Для того, чтобы продать имеющееся в наличии дерьмо, надо как минимум стоять у истоков создания такой формы искусства, как Shock art. И быть по крайней мере Мандзони, который объявил некоторых людей, в числе которых был писатель Умберто Эко, ходячими произведениями искусства.

Аллен Джонс и его сексистская мебель-провокация

Аллен Джонс

Один из из самых ярких представителей британского поп-арта художник Аллен Джонс в 1969 году представил серию необычной мебели. На тот момент эти работы сочли радикальными, эпатажными и экстраординарными, вызвали резкую волну критики от женского населения и считались «сексистскими» за чрезмерную откровенность. В марте 1986 года эта работа и вовсе была облита краской активистами. Сегодня радикальное феминистское сообщество Аллена просто бы уничтожило, невзирая на почтенный возраст старшего академика Королевской академии художеств (ему 82 года).

Скорее всего, эта мебель из стекловолокна понравится мужчинам, поскольку и кресло, и вешалка для одежды, и невысокий журнальный столик, разработанные художником, напоминают пресловутых кукол из секс-шопа и одеты в соответствующую амуницию. Позы у кукольных женщин откровенно вызывающие, одежда и парики настоящие, так что можно долго спорить, это все же предметы мебели или произведения искусства. Разумеется, место такой мебели вряд ли найдется в интерьере современной квартиры. Более уместно будет видеть ее в залах музея, либо же в тематических развлекательных заведениях.

Джуди Чикаго и ее прочтение феминизма

Джуди Чикаго «Званый ужин»

Своей работой «Званый ужин» 1979 года художница решила покончить с патриархальной традицией сохранения мужских гениев и положить конец принижению и забвению роли женщин в истории человечества. Основу композиции представляет банкетный стол в виде равностороннего треугольника на 39 персон, каждое место за которым предназначено одной из величайших женщин из разных периодов истории западной цивилизации и отмечено её именем и символами её достижений. Для каждой персоны выложена салфетка, блюдо, приборы, а также бокал или чаша. На многих тарелках имеются скульптурные изображения цветов или бабочек, символизирующих вагину. Тринадцать женщин по каждую сторону стола в инсталляции отсылают к знаменитой работе Леонардо да Винчи «Тайная вечеря». А уж разброс имен представлен от индуистской богини Кали до британской писательницы и ведущей фигуры модернистской литературы первой половины ХХ века Вирджинии Вулф.

«Званый ужин» был показан широкой публике впервые в Музее современного искусства Сан-Франциско и привлек более 100 000 посетителей за три месяца. После работа, несмотря на протесты художественной общественности, отправилась на гастроли в 16 местах в 6 странах на 3 континентах, охватив зрительскую аудиторию в 15 миллионов человек. Сегодня ее можно увидеть в постоянной экспозиции в Бруклинского музея Нью-Йорка.

Трейси Эмин и ее депрессивная кровать

Трейси Эмин «Моя кровать»

Английская художница, одна из наиболее известных представительниц группы «Молодые британские художники», в 1999 году представила инсталляцию «Моя кровать»: неряшливую, неубранную постель, вокруг которой разбросан бытовой мусор, включая окровавленное белье и использованные презервативы. Считается, что произведение отражает новую, современную эстетику, превращающую внешне безобразные объекты в предмет искусства. На обвинения скептиков в том, что все, что она смогла придумать, это выставить атрибутику собственной не очень счастливой жизни, Трейси Эмин парировала, что даже если это и так, то до неё никто до такого не додумался. В 2014 году инсталляция была продана за 4 300 000 долларов на аукционе Christie's.

Крутая тетка Трейси была бы не Трейси, если бы не воспользовалась новым, доступным теперь каждому, средством самовыражения: в 2019 году целый зал лондонской галереи White Cube, названный «Комната бессонницы», был отведен под селфи художницы. 50 снимков размером в два метра высотой, на которых Трейси Эмин подробно фиксирует муки инсомнии. Без прикрас, без накачанных губ уточкой в искусственной улыбке и без ботокса. И здесь нет выдуманной милоты, а все та же боль – уходящего времени, сил, эмоций.

Трейси Эмин сегодня признанный художник. Она является профессором Королевской академии художеств, а в 2012 году стала кавалером Ордена Британской империи (СBE). Самая крупномасштабная ее работа украшает теперь вокзал Сент-Панкрас, откуда из Лондона через туннель под Ла-Маншем отправляются поезда «Евростар» на континент. I Want My Time With You (я хочу провести время с тобой) – эти 20-метровые розовые неоновые слова, закрепленные под вокзальными часами – её признание в любви к Европе, а не к мужчине.

Пол МакКарти и неприличная рождественская елка

Пол МакКарти «Дерево»

Знаменитая Вандомская колонна на одноименной площади в Париже осенью 2014 года была закрыта на реставрацию – туристам её не было видно из-под пленки, в которую она была упакована. Но для них появилось другое произведение искусства, установленное рядом с самым знаменитым отелем Парижа «Ritz»: не столь впечатляющее, но куда более скандальное. 69-летний американский художник Пол МакКарти (не путать с музыкантом Полом МакКартни) представил 24-метровый надувной зеленый объект, озаглавленный просто «Дерево».

Источники вдохновения для гигантской скульптуры тезка Битла, судя по всему, нашел в рождественской елке и в девайсе из секс-шопа. Многие парижане, которые, казалось бы, ко всему уже привычны, охарактеризовали свое впечатление от арт-объекта так: «Я в смятении». Художник даже был избит за свою работу. Когда он пришел на Вандомскую площадь полюбоваться своим творением, к МакКарти подбежал какой-то незнакомец, дал три пощечины со словами: «Ты не француз! Тебе нечего делать на этой площади!» – и убежал. Социальные сети тоже бурлили от возмущения: «Вандомская площадь обезображена!», «Париж унижен!». А ультраправая группа «Французская весна» (Printemps Francais) и вовсе задалась вопросом: на что уходят деньги налогоплательщиков. Скандальный арт-объект простоял относительно недолго. Неизвестные разделались с инсталляцией: разорвали кабели, которые удерживали скульптуру на месте, воспользовавшись недолгим отсутствием охраны. В результате 24-метровая ель просто сдулась и оказалась на земле. Архитектор-авангардист благоразумно решил не раздражать парижан, снова надувая свою скульптуру, и заявил, что «Дерево» будет окончательно демонтировано.

Творчество представителей беларуского актуального искусства

Руслан Вашкевич «Искусственное дыхание»

После экскурса по скандальным работам прошлого творчество сегодняшних беларуских художников уже не кажется столь эпатажным, правда? «Художник обидеть может каждого» написал в своем фейсбуке Руслан Вашкевич, автор той самой работы 18+ из коллекции Олега Хусаенова.

Каждый видит этот мир через призму собственного восприятия действительности и своей идентификации в нем. К слову, приснопамятная картина называется «Искусственное дыхание», и если присмотреться, то на ней Мальвина отсасывает сопли из носа Буратино, что на волне свирепствующего коронавируса выглядит как акт милосердия и где-то даже героического самопожертвования.

Адам Глобус

Разумеется, эротизированные картины Адама Глобуса не стоит вешать в детских дошкольных учреждениях, но и состояние собственного дискомфорта от интерьеров в офисе можно спокойно обсудить с руководством. При правильно построенном диалоге и неинфантильности сторон вопрос решается, а не превращается в анекдот. Ведь иногда банан – это просто банан.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Нацизм с человеческим лицом. Почему Беларусь так боится «Кролика Джоджо» – и зря

Культ • Алиса Альта

«Публика стремительно радикализируется, и невидимая война всех со всеми становится ожесточённее. Америка расколота по отношению к Трампу, Россия – по отношению к Америке, Беларусь – по отношению к России». Алиса Альта объясняет, что мы теряем от запрета к прокату фильмов вроде «Кролика Джоджо» – комедии о воображаемом Гитлере. Кстати, фильм получил «Оскар» за лучший адаптированный сценарий – но, кажется, для Минкульта это пустое слово.