Феномен «Грибов». Как пацанская эстетика 90-х попала в тренды к интеллектуалам

Культ • Алиса Петрова
Одно из главных событий 2016 года – группа «Грибы». Хоть это русскоязычный рэп со всеми вытекающими атрибутами (улица, девочки, мешковатая одежда, районная шпана), от них тащатся буквально все. Но не одни «Грибы» взяли в оборот гоп-тематику, поэтому KYKY задался вопрорсом: почему «хорошие» мальчики при деньгах играют в гопников, и с каких пор это действительно нравится зрителю.

Почему от группы «Грибы» тащится интеллигенция

Продюсер группы «Бумбокс» Алексей Согомонов сказал про группу «Грибы»: «Это дерзкая, яркая, наглая и примитивная история, которая цепляет всех». Украинские рэперы – музыкальная сенсация года. Звучит пафосно и громко, но спорить с этим сложно и бессмысленно. 7 миллионов просмотров первого клипа, рекорд по количеству репостов первой части альбома «Дом на колесах» Вконтакте (больше 30 тысяч), солд-ауты на первые (!) концерты. «Грибы» «качают» всех: от футбольного фаната с Ангарской до СЕО рекламного агентства и айтишника-театрала. Если с первой категорией все понятно, то как «Грибам» удалось «склонить» на свою сторону людей, для которых русский рэп всегда был на уровне «поющих трусов»? Рационально ответить на этот вопрос сложно. Наверняка дело в энергетике. Знаете ощущение, когда приходишь на вечеринку или концерт немного навеселе, скачешь как дурной и тебе абсолютно все равно, как ты при этом выглядишь? Такое настроение несут «Грибы». Но при этом их клипы можно ставить всем режиссерам и операторам в пример: вот что такое профессионализм и «как надо делать».


Всего у группы три видео, и «Грибы» успели «перебраться» из спального района («Интро») в студию с ярко-желтыми стенами («Велик»). Меняются локации, но не меняется настроение и «уличное» поведение: везде есть гурьба «пацанов», кортаны, уличные танцы. Ну, и задницы крупным планом для большего успеха. Отдельное место в клипах со своими скетчами занимает Корреспондент Радужный – от него минчане подхватили слово «тю!» Что с самими песнями? «Естественно воспринимай все буквально», – призывают Грибы в своем хите «Интро». Здесь нет скрытых смыслов и подтекстов – да они и не нужны, с этой задачей неплохо справляются другие исполнители. А вот такого отрывного и цепляющего «кача» не хватало.

Еще одни украинцы. Группа, которая поет про тяжелую жизнь контрабандиста

На деле, «Грибы» не единственные, кто обращается к эстетике улицы и 90-х годов. Возможно, они задали тренд, а, может, просто стали одними из первых, кто его почувствовал. Например, ещё одни украинцы (но гораздо менее популярные) взяли в оборот гоп-тему – это группа «Kurwa Matj». Они «играют» в простых пацанов из приграничного городка, которые занимаются вполне логичным для своего места жительства бизнесом – контрабандой сигарет, алкоголя и бензина в Польшу. «Kurwa Matj» в своих текстах раскрывает проблемы, с которыми сталкиваются обычные контрабандисты: например, длиннющая очередь на границе или то, что поляки закрыли малое приграничное движение (когда жители приграничной зоны могут регулярно пересекать общую границу без виз и какое-то время находиться в приграничной зоне второго государства).

В последней песне «Elektrokar» гарны хлопец Йосеп пригнал из Польши электромобиль Nissan Leaf и переживает, что некуда прятать контрабанду: нет бензинного бака.

Ребята поют на смеси украинского и польского языков. К пацанской тематике, которая, в принципе, живет и процветает в любом городе и сейчас, в клипе приплетается эстетика 90-х: рингтон из фильма «Бумер», пистолеты, шуба, а в конце клипа – намек на перестрелку. Посмотрим на героев клипа. Такого парня, как главный герой Йосеп, можно спокойно встретить в «Хулигане» или «Svobody, 4»: аккуратная борода, забитые татуировками руки, черные скинни и брендовые кроссовки. Другой «пацанчик», Влодык (Vlodyk), конечно больше похож на контрабандиста-гопника и одеждой, и внешностью, но суть происходящего в клипе не меняется. Создается ощущение, что хипстеры понарошку играют в районную гопоту.

Макс Корж и пацанская эстетика


Таким же маскарадом занимаются в клипах Макса Коржа: на песни «Слово пацана» и «Стилево». Последний вышел на Youtube первого декабря этого года (к слову, уже набрал больше 500 тысяч просмотров). В обоих клипах показывается «пацанская» жизнь. Например, в «Стилево» стриженные «под ноль» пацаны в черных кожаных куртках и белых кроссовках ходят по рынку или по «району». Пейзаж – панельки и хрущевки, задний двор типового здания школы. И несмотря на легкий мотивчик, по небольшому количеству света и приглушенных цветов, клип может напомнить неонуаровский фильм. Девушки в клипе уже не «чикули», а профессиональные модели, тоже одеты в огромные спортивные мастерки. «Слово пацана» сделан в том же стиле (впрочем, если посмотреть на название песни, это не удивляет).

Эстетика та же: спортивные мастерки, разборки, дача с ковром на стене, шашлыки, белая БМВ и сабвуферы в багажнике.

Но если в «Стилево» пацаны выглядят максимально похожими на гопников (кроме самого Макса Коржа), то в «Слове пацана» это просто одетые в спортивные мастерки хипстеры с аккуратными бородками и продуманной стрижкой (посмотрите на того же Рыжего!). То есть не более, чем игра.


Почему мы вернулись к 90-м. Комментируют стилист клипа «Слово пацана» Сергей Веринский и генпродюсер Partizan production Алексей Сатолин

Тренд очевиден. Все три клипа объединяет своеобразная романтизация 90-х, жизнь улицы и игра в гопоту. Кроме того, есть общая композиционная часть: в клипе обязательно присутствует история и диалоги, связаные с песней. KYKY попросил прокомментировать этот тренд стилиста Сергея Веринского, который подбирал одежду для клипа Макса Коржа «Слово пацана» и генерального продюсера Partizan production, режиссера клипов группы «Ленинград» Алексея Сатолина.

Сергей Веринский: «Мое мнение (и не только) – это не гопота, а уличная мода: она в тренде в этом сезоне. Ребята просто попали в струю. Мода циклична, и в этом сезоне пришли силуэты оверсайз и цвета конца 80-х – 90-х годов (например, серые оттенки). Такие же силуэты были в 30-х – 40-х годах. В 80-е – 90-е годы был дефицит: спортивные костюмы, джинсы продавались «из-под полы», и тому, кто хотел купить мастерку, не особо был важен ее размер. Я считаю, что «Грибы» – это вирус, который скоро пройдет, хоть они мне нравятся, и я собираюсь на их концерт. Я тоже задался вопросом: что в них такого?


Когда вслушался в текст «Грибов» и посмотрел клип, вспомнил популярную в 90-х группу «Мальчишник», которую слушал в школе. Вспомнился их трек «Вот это да» (там как раз-таки неподдельная гопота – прим. KYKY). «Грибы» дают нотку ностальгии, воспоминания взрослым людям, поэтому им это закатывает.

В клипе Макса Коржа «Слово пацана» ставилась задача воспроизвести его воспоминания о детстве, что он видел тогда, какие были автомобили. Мы снимали его воспоминания, а не 90-е – клип не связан с каким-либо временем. Например, в нем показывается айфон, и это не ошибка: так сделано специально».

Алексей Сатолин: «На мой взгляд, этот тренд зародился намного раньше и пришел скорее в музыку, а не из нее. Причем, именно к нам заявился с традиционным опозданием. Несмотря на то, что в нашем офисе «мы наваливаем бас» звучит круглосуточно, предположу смело: достижения Грибов пока еще не способны задавать глобальные тенденции. Тем более, воспоминания этих музыкантов о 90-х, скорее, связаны с их ранним детством, если не младенчеством. А у Коржа, что характерно, воспоминания соответствуют возрасту: процитированная в клипе НТВшная «Криминальная Россия» начала выходить лет на десять позже эпохи. 90-е как раз спустя одно поколение и нужно начинать романтизировать и монетизировать. Если устремиться к истокам тренда, можно понять, что многое пришло из подиумной моды, а туда – из «подъездной».


Очевидно, вдохновение принесли футбольные фанаты, рэпперы, тренд на нормкор, но в первую очередь те, кого вы называете гопниками, маргиналами или босотой. Люди, в общем-то, зачастую невиновные в собственной бедности и вынуждены не носить, а донашивать огромное пальто «с чужого плеча», потертые отцовские ботинки и растянутый свитер широкой вязи, доставшийся от старшего брата. Шаг за шагом это переросло в моду в самом широком ее смысле, которая, как известно, служит социальному заказу. Какому? Ученые еще в 80-е годы прошлого века перестали делить человечество на классы. Они раздели нас на две группы: включенные и исключенные. Первые – это люди, «включенные» в активную экономическую, трудовую, политическую, культурную жизни. Вторые – «исключенные» из нее. Точка. Теперь «модно» – это совсем другое.

С точки зрения маркетинга сегодня интересна активная часть людей, которая поведет за собой остальных. А тренд на «гопоту»… Вспомните, как получилось с джазом, который сперва был музыкой нищих кварталов Чикаго, а в последствии стал совсем иным в восприятии.

Под справедливым лозунгом «хватит навязывать ярлыки!» прошел перелом: давно не существует музыки бедных и богатых, ровно как не существует музыки для среднего класса. Все намного проще – вам либо нравится, либо нет. Повторюсь, на мой взгляд, все это лишь очередной виток глобальных процессов и моды, но можно смело предположить, что это будет выражаться в очень интересных и эклектичных «продуктах».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Новый сериал Соррентино – смесь «Карточного домика» и «Острых козырьков»

Культ • Антон Денисов

Американский 47-летний кардинал с лицом Джуда Лоу становится самым молодым в истории Папой Пием XIII. На пост его привели интриги кардиналов противоборствующих кланов, которые хотели управлять молодым неопытным Папой. Как и водится в истории, Пий XIII не стал никого слушать и показал кукловодам, где раки зимуют. Антон Денисов посмотрел десять первых серий «Молодого Папы» и написал рецензию.