«Когда ты с Сашей – ты с лучшими людьми города». Коллеги говорят о Саше Василевиче, которому готовят уголовный срок

Герои • Ирина Михно

Уже 10 дней наш соучредитель, владелец агентства Vondel/Hepta Саша Василевич не на свободе. Ему уже предъявлено обвинение по уголовной статье. Редакция KYKY считает, что репрессии против таких людей, как Саша – признак беззакония и полного безразличия к развитию бизнеса и культуры в стране. Поэтому мы начинаем серию рассказов про Сашу от лица его близких, коллег и друзей.

Что случилось с Василевичем: краткая хроника событий

• 27 августа в офис Vondel/Hepta пришли из ДФР. В тот же день сотрудники этого ведомства устроили обыски в доме самого Василевича, в доме директора KYKY Саши Романовой, в галерее «Ў» и домах галеристов, в офисе агентства Red Graphic, которым руководит жена Саши Надя Зеленкова. Саша, Надя, руководители Vondel/Hepta и галеристы побывали на допросе. В итоге с допросов в ДФР вышли все, кроме Василевича.

• 28 августа стало известно, что для Саши избрали меру пресечения – заключение под стражу. Спустя еще несколько дней счет компании «Минт-Медиа», которая издает KYKY и The Village Беларусь, был арестован по решению ДФР.

• 4 сентября Василевичу предъявили обвинение. Мера пресечения осталась та же – его оставили в СИЗО на Володарского. Адвокат Саши уже подала ходатайство об изменении меры пресечения.

Василевич читает главу из книги Светланы Алексиевич во время издания сборника ее произведений на беларуском языке

• Тогда же, 4 сентября, стало известно, что уголовное дело возбудили и против Нади – на сегодняшний день она подозреваемая. Надя на данный момент на 7 месяце беременности.

• Редакция знает, что Саша чувствует себя прилично, занимается спортом, читает книги, передает всем приветы. Хочет научиться рисовать мангу. Переживает за судьбу своих компаний и готов защищать себя.

• 5 сентября знаменитый беларуский художник Владимир Цеслер посвятил Саше знаковую иллюстрацию. И написал: «Саша, дорогой, словно за всех нас беларуских рекламистов ты сидишь сейчас. Верю, что ты не только выстоишь, но такой опыт придаст тебе новые силы. Посвящаю этот плакат твоей гражданской позиции. Владимир Цеслер». 

 

Дальше – слово непосредственным коллегам Саши. 

«Сейчас в офис стало приходить даже больше сотрудников, чем во время неофициального карантина». Сева Крутько, директор по развитию Vondel/Hepta

«Я пришел на собеседование в Hepta году в 2007-м. Договаривался не с Сашей, а с тогдашним медиа-директором. Но в комнате вместе с нами оказался странный чувак, необычно одетый и с забавными манерами (слово «забавный» впоследствии закрепилось в моем лексиконе благодаря ему). Это и был Саша.

Помню, на собеседовании все вопросы мне задавал медиа-директор, а Саша слушал и в какой-то момент сказал: «Слушайте, давайте только честно...» И вот эта тема, что в работе нужно быть честным, запала мне в душу. Саша всегда приветствует открытость в людях – и с точки зрения бизнеса, и с точки зрения обще-человеческой.

Саша Василевич на приёме Британского посольства с Фионной Гибб. На тот момент – послом Великобритании

Он всегда стимулирует всех вокруг быть максимально открытыми. Если у тебя есть вопросы или проблемы, причины, по которым ты не можешь сделать проект в согласованные деньги или сроки – приходишь и рассказываешь. И сейчас, после того, как Сашу задержали я беру на вооружение этот принцип и стараюсь максимально открыто и честно – в рамках того, что мне известно – рассказывать о происходящем нашим клиентам, партнерам и сотрудникам.

В начале моей работы в Hepta было человек 25. За это время компания выросла больше, чем в два раза. Помню, когда начинал, было ощущение, что ты работаешь в небольшой, но крутой тусовке, объединенной общим духом. Сложно сказать, прогрессивный это дух, или европейский, или какой-то еще – но он сильно выделялся на общем тогдашнем фоне. Люди стильно одевались, слушали клевую музыку – это не было массовым явлением. Было ощущение принадлежности к действительно интересной команде.

Hepta – это креативное рекламное агентство, поэтому наша корпоративная культура сильно отличается от других компаний даже сейчас. Корпоративы – как внутренние, так и клиентские – являются нашей визитной карточкой. Например, выбор подарков на Новый год для клиентов – это процесс, который занимает в компании примерно полгода. Первый раз мы садимся обсуждать их в начале лета, а заканчиваем только осенью. В итоге из нескольких десятков вариантов остается 2-3, зачастую даже не те, о которых мы думали изначально. Саша часто отметает кучу вариантов, потому что они кажутся ему недостаточно интересными, трендовыми и модными. Он обладает утонченным эстетическим вкусом, в который не любой может попасть. Это часто бывает, когда ты работаешь или просто общаешься с человеком, который лучше тебя в чем-то, – ты тянешься к нему и сам становишься лучше. В этом плане Саша – проводник передовых идей. Он обладает удивительной харизмой, которой сейчас не хватает многим нашим партнерам и сотрудникам.

Поздравление в агентстве к 23 февраля

Что важно, в команде нет иерархической структуры, в которой кому-то было бы страшно облажаться. В агентстве история совершенно горизонтальная, благодаря чему все абсолютно прозрачно: факап сложно скрыть. И это, в том числе, стимулирует ту самую открытость. Плюс мы всегда гордимся тем фактом, что у нас нет чётких стандартов, будь то одежда, поведение или что-то еще. И на входе не висит огромный плакат, с инструкциями, как работник должен выглядеть, говорить, какие качества должен проявлять в работе.

Чего бы Саша никогда не разрешил в офисе? Думаю, музыку Стаса Михайлова и ему подобных (смеется). На самом деле, надо сказать, он ничего не запрещает и не разрешает. Работая с ним, надо понимать, что все решения, которые ты принимаешь, начиная от выбора цвета носок, и заканчивая количеством выпитого игристого или вина на корпоративе, – исключительно твои решения и твоя ответственность. Ты можешь ориентироваться на Сашу или других людей в комьюнити, но ты свободен. Часто «свобода» звучит как привилегия, но на деле это ответственность. Например, в компании мы официально говорим о том, что у нас свободный график. Как это понимает Саша: ты можешь работать в офисе, дома, днем или ночью, можешь в принципе не работать, если у тебя нет активных задач, но при этом вся работа должна быть выполнена в срок. Некоторые люди воспринимают свободный график так: хочу работаю, хочу – полежу в кроватке и посмотрю сериал. Такие люди автоматически отсеиваются, просто выпадают из нашей компании. Наши сотрудники – это люди с правильным восприятием свободы и ответственности. И это классно.

Vondel-ёлка

Сейчас в офис стало приходить даже больше сотрудников, чем во время неофициального карантина. В воздухе витает чувство, что у всех есть негласная общая цель – сделать так, чтобы Саша не разочаровался в нас, когда вернется. Чтобы в компании всё работало максимально гладко и эффективно, пока его нет. 

Понимаете, люди вроде Саши стимулируют развитие во многих направлениях. Ты можешь взять любой из бизнесов, который Саша делает и развивает: искусство, медиа, маркетинг и коммуникации. Такие люди, как Саша, одинаково легко заводят друзей на посольских приемах и в камерах на Окрестина. Саша – один из тех прекрасных персонажей, которые одинаково комфортно чувствуют себя и с теми, и с теми. Благодаря этому и тем, и тем одинаково легко с ним. 

Словарь Vondel/Hepta, во многом опирающийся на авторскую терминологию Василевича

Саша – это большая поддержка для всех нас. Это человек, к которому можно прийти и поговорить обо всем, потому что он умеет слушать лучше других. Независимо от того, что ты будешь рассказывать, несколько минут он будет внимательно слушать, кивая головой, а потом уже начнет что-то отвечать, советовать, опровергать. Ты приходишь к нему с проблемой вселенского масштаба: а выходишь, понимая, что все тлен и суета. Вот этого сейчас лично мне очень не хватает».

«Когда ты с Сашей – ты с лучшими людьми города». Директор компании Vondel Marketing в Эстонии Сергей Ворожун

«Саша – очень важный человек в моей жизни, большая ее часть. Мы вместе работаем, и он часть нашей семьи. Мы познакомились очень давно – лет 20 назад примерно, а может, и больше. Я очень хорошо помню нашу встречу: он был похож на рок-звезду из 70-х. У него был сочный психоделик-рок имидж, как у молодого Владимира Мулявина. Мы его все таким узнали, подружились и полюбили. 

С того момента Саша – человек, который все время расширяет мои представления о самых разных вещах. Вот тебе кажется, что всё уже идеально – и тут появляется Саша, говорит: «Посмотри, а можно еще вот так. А вот это пробовал? Попробуй». И ты пробуешь, и начинаешь разбираться в вещах на совершенно новом уровне. 

Я бы сказал, наша работа в агентстве Vondel состоит из таких маленьких Сашиных «а давайте сделаем вот это». Он умеет растить людей рядом с ним, объединяет их. Ты понимаешь, что когда ты с Сашей – ты с лучшими людьми города. Самыми интеллектуальными, самыми сильными, самыми креативными. Это Сашино несравнимое ни с чем качество – собирать вокруг себя замечательных людей и вносить драйв.

Вероятно, Саша не все сделал сам один, но тем не менее именно ему мы отдаем все заслуги, главная из которых – что он умеет находить простые решения для сложных задач. Из каких-то маленьких, лежащих на поверхности вещей, о которых даже никто не подумал, у Саши складываются целые проекты: наше агентство, галерея, бар – всё, к чему Саша прикоснулся.

Василевич на открытии выставки в Галерее Ў

Зачастую он принимает решения вопреки общему мнению. Ему говорят: «Ну вот как ты сейчас будешь делать винный бар?» – «А я хочу это сделать». И делает. И получается лучший продукт, место – да что угодно. Даже проекты KYKY и The Village Беларусь – никто не видел, как можно сделать такие интересные сайты для интеллектуалов Минска, а оказывается – вот, пожалуйста.

При этом Саша не дает тебе готовое решение, он как бы закладывает в головы людей мысль, идею, направление, которое можно попробовать. Это классическая Сашина фраза: «Займешься этим?» И человек говорит: «Да, займусь». И уходит, копает, что-то ищет, возвращаясь с проработанным решением, готовой проектной командой. Вот в этом весь Саша, он умеет зарядить, настроить, предложить тебе попробовать и получить при этом совершенный результат.

И так во всем – да хоть в вине или музыке. Мне кажется, у Саши специфические музыкальные вкусы, считаю, что в музыке получше разбираюсь, чем он (смеется). Тем не менее, он часто советовал мне крутой новый диск или трек. Саша – именно тот человек, который делает твою жизнь богаче, совершая интервенции вот такими советами.

2013 год. Сашин день рождения

Вот эта фотография была сделана в 2013-м. У Саши 14 сентября день рождения – и на снимке он в день своего рождения. Тогда мы решили устроить для него флешмоб: каждый сотрудник компании подходил к нему и говорил: «Поздравляю и хочу подарить тебе книгу». В результате к середине дня получилась целая стопка книжек, которая заслонила его лэптоп.

В данный момент работа Vondel в Минске продолжается, хотя и осложнена следственными действиями. На работу моей команды в Таллинне и Амстердаме этот накат не повлиял никак, поэтому я уверен, что мы вместе с этим справимся.

Мы столкнулись с насилием и террором на улице, и на это быстро последовала возмущенная реакция общества, мира, медиа. Теперь происходит другая волна насилия – против бизнеса людей. Мало того, что сами люди страдают за свои убеждения и позицию – но вместе с ними несправедливо страдают и их близкие, коллеги, должностные лица компаний – то есть те, кто не имеет непосредственного отношения. Сейчас в Сашиных и Надиных проектах, которые под ударом, работает больше сотни людей. Эти люди стали своего рода заложниками, и в этом главная несправедливость. 

Кадр из офиса. 2019

Кого-то арестовывают, других вынуждают уехать – это тоже насилие, только не физическое, а материальное, психологическое и моральное. И на этот террор бизнеса, как мне кажется, нет должной реакции общества. Заключение под стражу без доказательств вины, без процессуального порядка, нахождение в тюрьме в неведении – это разве не насилие? Невозможность встретиться со своей женой и дочерью – это не насилие над человеком? На примере административного дела Саши и тысяч людей было очевидно, как в стране работает обвинение, признание вины, суды и обжалования. Ожидать другого подхода в новом уголовном деле уже не приходится. Это новая очень хитрая и изощренная волна преследования людей, которые не могут по закону защитить себя, потому что «власть» сама свои законы не соблюдает. 

Если изолировать таких, как Саша, Лилия Власова, Эдуард и Виктор Бабарико, ребят из PandaDoc и всех других таких же, мы как нация просто остановимся на месте. Мы же все видим, сколько хорошего Саша сделал, пока он был на свободе, и потому понимаем, сколько он мог бы сделать ещё, но его новых проектов пока, к сожалению, не будет».

P.S. Вот реквизиты, если вы хотите отправить письмо Саше:

Василевичу Александру Анатольевичу
Следственный изолятор #1
Володарского, 2
220030, Минск.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Я – воин Светы. Так и написал своей кровью». Этот беларус бастовал на БМЗ – и теперь ему угрожает до 15 лет тюрьмы

Герои • Мария Мелёхина

Мы встретились с Артуром на Майдане. Он – беларус, но сбежал в Украину – на родине ему грозит уголовное преследование и срок до 15 лет якобы за организацию массовых беспорядков. По факту – за бумажку, на которой он набрал текст и распечатал. В Беларуси у него осталась семья.