Валера на Tesla. Интервью с парнем, который работает в минском Uber и не особо верит в космос и Марс

Герои • Ирина Михно

В минском сервисе такси появилась первая Tesla. Это событие одновременно вызвало у беларусов и восторг, и недоумение: кто в своем уме на таком электрокаре пойдет работать в таксисты? Чтобы это понять, KYKY встретился с владельцем той самой Tesla Валерием Журко и выяснил, сколько лет нужно развозить клиентов, чтобы отбить это авто. А заодно узнал, что человек, который ездит на машине Илона Маска, не очень-то верит… в Марс.

KYKY: Мне сказали, что вы – человек не публичный и никто ничего о вас не знает. Расскажите, чем занимались до того, как прийти в минский сервис такси?

Валерий Журко: Я родился в Барановичах. Окончил школу и в 18 лет уехал из родного города. Знаете, как говорят: колхоз уезжает в Минск, а Минск едет в колхоз (смеется). Это фактически обо мне! Переехал, нашел работу наемным сотрудником. Но мне всегда нравились развитые технологичные города, поэтому я уехал Дубай. Ну, еще и потому, что в Эмиратах у меня появился бизнес-партнер (улыбается).

Прожил там 8,5 лет, а потом вернулся Беларусь. Все и всегда приедается, даже Дубай. Там круглый год солнце – жарит, как сейчас в Минске. Иногда там просто невозможно дышать. Беларусу в таких погодных условиях реально не хватает хотя бы дождя. Да и от самих Эмиратов устал, хотелось домой. Хотя страна прекрасная, не могу сказать о ней ничего плохого.

Я переехал в Минск три месяца назад – для меня это новый мир, который я узнаю заново! Мне нравится Беларусь, в которую я вернулся, потому что здесь намного круче, чем было, когда я уезжал. В технологичном плане Минск ничуть не отстает от Эмиратов, иногда даже обгоняет. Не глобально, а скорее в мелочах – четко работающих шлагбаумах, адекватных платежных системах. На подобные вещи редко обращаешь внимание, но они радуют не меньше, чем хорошие дороги. А еще кажется, что люди стали добрее. Хотя они всегда добрыми были.

KYKY: Объективно, Минск уступает в технологичности любому швейцарскому или финскому городу. Вы переехали в Беларусь, потому что тут дешевле?

В. Ж.: Нет. Финансы позволяли и позволяют поехать куда угодно – в Норвегию, Швецию. У меня в Эмиратах был хороший уровень жизни, и я не боюсь, что здесь он испортится. Просто захотелось вернуться именно в Беларусь. Вы говорите, что Минск отстает от европейских городов – так зачем уезжать, если можно остаться здесь и внедрять классные идеи, догонять прогресс? Показывать на личном примере, что нужно не стоять на месте, а развиваться. Да и я не могу сказать, что у Минска период застоя – город набирает обороты, просто многие этого не замечают.

KYKY: Как вы и ваша Tesla оказались в минском Uber? Это больше фан, чем работа?

В. Ж.: Совмещаю приятное с полезным: кто сказал, что на работе нет места для развлечения? Когда вернулся в страну, искал компанию с гибким графиком. Были мысли устроиться личным водителем, но я не нашел хороших предложений. Еще меня поразил факт, что в нашем Uber до сих пор нет ни одной Tesla! В сервисе в Дубае их около 200, можно сделать примечание, чтобы к тебе на вызов приехал именно электрокар – Tesla Model X и Tesla Model S. Мне правда хочется, чтобы в нашем такси тоже были экологичные машины. Наверное, поэтому сейчас я в Uber – это моя основная работа. Пока все нравится. Если бы что-то смущало, ушел бы сразу же – наклейка с лого сервиса очень легко снимается (улыбается).

Свою машину я купил 3,5 года назад – она приехала ко мне из Америки. До электрокара у меня были Jaguar, Mercedes, Chevrolet – много всего. В Эмиратах таких валом, поэтому никто не смотрит на авто с восторгом. Воспринимают как обычное средство передвижения. А я фанат всего инновационного, поэтому меня даже напрягали машины с ДВС – от двигателя в салон постоянно доносится неприятный запах, даже в Infiniti 2011 года выпуска. Уже в начале двухтысячных я просто мечтал, чтобы в мире начали выпускать доступные электрокары, в которых нет таких проблем. И Илон Маск осуществил мою мечту. Мне были дико интересны первые Tesla, я даже начал заниматься обслуживанием и продажей этих машин, пока жил в Эмиратах. А потом смог купить свою. Если учесть расходы, которые я понес, когда перевозил машину в Беларусь, общая стоимость моей Tesla – 60 тысяч долларов.

KYKY: А как вы к самому Маску относитесь?

В.Ж.: Я его фанат! Мне нравятся его разработки в сфере искусственного интеллекта.

KYKY: А космические?

В.Ж.: Здесь еще можно поспорить.

KYKY: С чем?

В.Ж.: Говорят, что люди делятся на два типа: шароверы и плоскоземельщики. Так как я в космосе не был, не могу ничего о нем сказать. Нужны факты, а где их взять? Тому, что рассказывают в телевизоре, верить нельзя.

KYKY: Мы же не будем отрицать существование Марса? Там же был марсоход Nasa, который сделал снимки.

В.Ж.: Может быть, в фотошопе! Вы же там не были, не можете утверждать.

KYKY: Окей, вернемся на Землю. Сколько же вам придется работать в Uber, чтобы «отбить» эту машину?

В. Ж.: Я не собираюсь ее «отбивать». Это машина не для продажи – когда долго ездишь на электрокаре, особенно на Tesla, другое авто не хочется. Я так точно ни на что не пересяду, ну разве что на новую модель Tesla – я и правда хочу купить себе еще одну.

Если рассуждать чисто гипотетически, думаю, работая в Uber, реально компенсировать стоимость такой машины за 5-10 лет. На Tesla я работаю в Uber меньше недели – когда три месяца назад вернулся из Эмиратов, машина все еще проходила таможню в Клайпеде. Я решил заранее изучить внутреннюю кухню сервиса – арендовал Renault и начал работу. В такой ситуации действительно сложно заработать: мало того, что ты тратишь деньги на бензин и каждую неделю отдаешь по 200 рублей за аренду машины, ты платишь большой процент от дохода Uber`y. Хорошо, если выходишь в ноль.

Но с Tesla все иначе: во-первых, машина фактически не требует ремонта: за пять лет и сто тысяч пробега у моей машины была всего одна незначительная поломка. Во-вторых, тебе не нужно тратить деньги на бензин. Сейчас в Беларуси куча зарядных станций для электрокаров, и все они бесплатные. Есть даже супербыстрые «зарядки». У меня есть личная зарядка, поэтому машина заряжается дома ночью, как телефон. Проснулся, снял с зарядки и поехал – батареи хватит на 400 километров, я лично это проверял, а мне для поездок по Минску нужно куда меньше. В итоге за день можно заработать «чистыми» 100-150 рублей. Тем более заказов очень много, можно работать круглосуточно, не останавливаясь.

KYKY: Вам оставляют чаевые? Как вообще в городе реагируют, когда к ним приезжает Tesla?

В. Ж.: Да, чаевые оставляют. Немного – рубль, полтора – но оставляют. Некоторые не понимают, что к ним приехал электрокар и никак не реагируют. Те, кто разбирается в машинах, – удивляются, начинают делать селфи. Большинство почему-то думает, что я взял машину в аренду (улыбается). Очень интересные эмоции, мне нравится за ними наблюдать. Я езжу по всему городу, могу взять пассажира и в Каменной горке, и в центре. Недавно поехал на вызов за МКАД – ко мне с восторгом сел парень и говорит: «Я про вас только вчера на Onliner читал! Даже не думал, что Tesla в эту глушь поедет».

Еще как-то парня на свадьбу вез. Не успели мы подъехать, в машину буквально забежали его друзья и кричат: «Не останавливай поездку, поехали кататься!». Ну, мы и поехали. Еще была довольно странная история: в машину села девушка в истерике, начала рассказывать, что ее муж куда-то не туда ходит, мол, поехали его искать. Пришлось реально ездить по следам ее мужчины: искать его и успокаивать ее. Я понимаю, что девушки часто бывают импульсивными, так что попытался ей помочь. Но мужа мы так и не выследили.

KYKY: Вы берете только заказы «select» и «black» или приезжаете и по тарифам uberX? Какого пассажира точно не повезете?

В. Ж.: Если человек заказывает uberX, а я нахожусь близко – еду. По той же схеме работаю с «премиум-заказами» – машина подходит (улыбается). Но чаще, конечно, в Минске вызывают uberX. Мне кажется, нет пассажира, от которого я бы отказался – в любом случае повезу. Клиент не всегда прав, но, даже понимая эту истину, можно найти подход к любому. Работая в такси нужно быть гибким, учиться входить в положение, не нахамив.

KYKY: А если пассажир перебрал и есть вероятность, что ему станет плохо прямо в салоне?

В. Ж.: Ничего страшного, поменяем. После химчистки запахов и следов точно не останется (смеется). И не только в Tesla! Серьезно, хватит опираться на стоимость машины – это неважно. Важен комфорт, он меняет человека в лучшую сторону.
Когда в СМИ появились новости о моей машине – такого ажиотажа я, если честно, вообще не ожидал. Начал читать комментарии. Некоторые писали, мол, если есть Tesla, зачем вообще идти в такси? Ее же можно продать, купить на вырученные деньги квартиру и сдавать. А я подумал, что и авто в таком случае можно сдавать в аренду, а еще можно и самому работать! Я никого не осуждаю – понимаю, что в стране не самые высокие зарплаты, поэтому многие думают, как заработать. Но мне кажется, думают не совсем в ту сторону – ведь заработать даже в Минске можно достаточно. В том числе, работая в такси. Вот вам в какой машине будет приятнее ехать: в той, где в салоне воняет бензином, или в той, что разгоняется до сотни за пару секунд? Ответ очевиден. Так почему бы в Минске не открыть такси с парком исключительно из электрокаров?

Еще один комментарий, который я видел: «Блин, я тоже хотел с Tesla пойти в сервис, но ты меня опередил». То есть в стране есть электрокары, и некоторых из их владельцев не против организовать подобный бизнес. Я говорю «не из головы» – у водителей Tesla есть небольшое комьюнити в Минске. Мы общаемся в чатах и пабликах. Могу сказать с уверенностью в 60%, что через 1-2 года в Минске будет электрокар-такси. И это отлично! Нужно догонять технологии, а не чураться их.

KYKY: Вы думаете, бизнес не прогорит? Или для пользователей поездки будут дешевле, чем в обычном такси?

В. Ж.: Если в парке будут авто среднего класса типа Nissan, поездка точно будет дешевле, чем в обычном такси. Думаю, такой бизнес преуспеет. Электрокары действительно очень неприхотливы в обслуживании, и на них приятнее ездить, чем на том же Maybach. Но у нас как делают: покупают старый Maybach за большие деньги – потому что новый не могут себе позволить. А потом еще столько же вкладывают в ремонт этой люксовой машины. Зачем?

KYKY: Вы столько говорите про экологию и технологичность. Может, у вас и дом «умный», в котором сортируется весь мусор?

В. Ж.: Да, дома сортирую мусор: у меня есть отдельные контейнеры для пластика, стекла и органики. Иногда сдаю бумагу, отношу старые вещи на барахолку и батарейки в специальные контейнеры выбрасываю. Лично я очень поддерживаю отказ от пластиковых пакетов – недавно узнал, что такой нашли на дне Марианской впадины, то есть на глубине больше десяти тысячи метров! Так быть не должно, надо пользоваться бумажными пакетами, которые порой даже крепче пластиковых.

Сейчас я живу в старом частном доме – успел сделать ремонт только внутри. Но у меня в планах кардинального его перестроить, сделать дом, который полностью будет на голосовом управлении. Еще я очень жду, когда в нашу страну придут беспилотники – это только кажется чем-то нереальным. А ведь пару лет назад мы то же самое думали и про электрокары.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Люди открывали бары, выставки и пространства. Ты нас схвати, запихни в автозаки – и можешь начинать всё сначала». Большое интервью с Дмитрием Задориным

Герои • Настя Рогатко

Дмитрий Задорин – это тот самый архитектор, который написал самую исчерпывающую книгу о Минске – Architectural Guide Minsk – но сделал это на английском языке. Когда мы встречаемся, я спрашиваю, почему книга существует без перевода «для своих». Дима отвечает так: это издание было создано, чтобы объяснить чужаку-иностранцу, что такое Минск. А для минчан нужно писать совсем другую книгу – и рассказывать в ней о всех наших комплексах и болезнях, которые легко просматриваются через архитектуру.