Бабий бунт. Как я провела неделю в костюме женщины

Боль • Надя Людчик
Зам.директора минского рекламного агентства Надя Людчик ездит на мотоцикле, носит кеды и устраивает брутальные мотобайк шоу. В качестве эксперимента Надя переоделась в женщину: каблуки, платье, макияж. И написала, что за неделю изменилось в жизни.

Моя знакомая по имени Анна каждый день ходила на каблуках, и как-то я за месяц достала ее вопросом: «А не устаешь ли, подруга?». Аня всегда мне гордо отвечала, мол, ей так удобнее, и вообще, тебя это трогает? Меня это трогает потому, что моя жизнь между школой дочери, кружками, работой, друзьями, родителями и мотоциклом не подразумевает удобства каблуков. А заодно косметики и платьев. Была бы моя воля, я бы даже на серьезные переговоры и в бар ходила в старых добрых «найках» – но у нас же принято встречать по одежке, поэтому иногда я открываю шкаф, достаю оттуда костюм женщины, надеваю его и достаточно робко выхожу в свет. Мне неудобно. Стискивает дресс-кодом по самое не хочу. Да и Аня со временем внезапно перешла на кеды. Но, говорит, что чувствует себя ужасно, как пацан, а она же – девочка.

Вот этот феномен – женщина на каблуках в платье при мейкапе – я и хочу понять. Что именно заставляет современную женщину начать краситься до выхода в магазин за молоком, и на целый день, полный беготни, выбирать пусть семисантиметровый, но каблук? Что в этом дает ей ощущение женщины? Что такое, в конце концов, современная женщина? Почему мы женщину на каблуке встречаем как царицу, а одежда унисекс заставляет нас в этом человеке женщину разглядывать? Короче, вопросов много, пока не попробуешь – не ответишь. Поэтому начнем.

День 1. Что я знаю о женщинах

Внезапно оказалось, что я собираюсь полчаса вместо 10 минут, потому что платье надо прогладить, голову высушить красиво, глаза (глаза, ребята!) накрасить, рюкзак собрать так, чтобы было не тяжело (на каблуках ведь), а еще лучше переложить все в сумку, хотя, наверное, лучше рюкзак, потому что от сумки болит плечо (в следующий раз сумка, а сегодня – плечо). Еще надо бы духи, потому что все женщины так делают. Итого, победа 50/50: каблуки и рюкзак. Сегодня первый день, можно, успокаиваю себя.

Одни коллеги в восхищении: рассказываю им про неделю эксперимента. Другие в недоумении: они не понимают, с чего я, будучи «нормальной», решила поиграть в женщину? К вечеру моя коллега Оля сказала, что она действительно не понимает, что за хрень я несу про «быть женщиной», потому что она уже больше года наблюдает за мной, у нее нет никаких претензий на тему моей женственности. Я, если честно, засмущалась – до меня дошло, что эксперимент «я просто похожу тут накрашенная и немного в платье и на каблуках» может быть воспринят как классическое сафари с целью заполучения в свои сети мужика. Конечно, отрицать такой момент будет лукавством – летом особенно остро чувствуешь одиночество, иной раз действительно хочется разодеться и утонуть в радостях бара и необязывающего флирта, однако в другие дни я не запариваюсь супер-женским внешним видом, а значит мой эксперимент, можно сказать, сохраняет научную чистоту. К сожалению, не чистоту внешнего вида: потереть накрашенный глаз – мое любимое занятие, как оказалось. К вечеру лаконичный мейкап практически превратился в смоки айз.

Фото: Костя Лукьянов

Самым странным, что произошло со мной за день, стала покупка двух пар новых каблуков. Последний раз я покупала каблуки в 2011 году, с тех пор они стоят целые и невредимые, зато шесть пар кроссовок за это время было сношено до дыр. И вот сегодня я стала счастливой владелицей классических черных лакированных лодочек на 10-сантиментров каблуке, и в довесок купила модные цвета пыльной розы босоножки на темной платформе. Пыльной розы, Карл! Купила! Бинго! Работает!

День 2. Посмотрим, как оно в жизни

На сегодня я выбрала непростой наряд – белое платье и розовые туфли. Белое – угроза: кроме «потереть глаза» я частенько люблю смахнуть воду с рук либо крошки о джинсы. Возник первый челендж – мой мотоцикл приказал одометру долго жить, поэтому надо срочно гнать на сервис и чинить бойца, ему еще предстоит адово путешествие за город на выходных, и сегодня именно тот день, когда сделать это удобнее всего. И вот, красивая в белом платье, я стою перед зеркалом и думаю: как же мне надурить себя саму, чтобы и каблы, и мотик, и я красивая? Придумала надеть джинсы и кеды под платье, на СТО переодеться в каблы (на время), потом опять в кеды, потом все, кроме платья, снять – и вуаля, на работу приеду уже королевной! Я гений сложносочиненной схемы! Так и делаю.

Фото: Костя Лукьянов

Тушь течет как Ниагара под потоками ветра – шлем же открытый. Зато я чувствую себя красавицей и умницей: и в платье, и накрашенная, и на мотоцикле – эй, водитель, смотри, как тебе повезло ехать в соседней полосе! Давай, смотри еще, ну!

В этот момент понимаю, что все: началось. Я баба. Нет, чтобы спокойно доехать – надо привлечь к себе внимание.

Следующим этапом экперимента стало посещение ребят из мотокомпании M1NSK. Суровые заводские мужчины все пару часов моего присутствия в ожидании, когда починится мотоцикл, практически не повышали голос, поили-кормили-отвешивали комплименты, были крайне учтивы и вообще, выдавали на все 200%.

На работе все уже всё поняли, поэтому тут без происшествий. Сижу в платье, глаза подправила, все ок. Вечером едем за город – и я понимаю, что забыла кеды на работе! Весь вечер хожу в, можно сказать, привычном для себя костюме: платье, джинсах и кроссах коллеги, на два размера больше моей ноги.

Фото: Миша Маликин

День закончился в баре, где половина стойки в лице моих друзей и приятелей сказали «Уаааааау, всегда так ходи!», а чек мне так и не выставили, потому что у барменов случился флешмоб: «Моя очередь угостить Надежду!»

День 3. А может, не надо?

Утром я проснулась на тренировку и поняла, что это не тот день, когда можно идти в зал: надо будет ехать с формой, потом возвращаться домой переодеваться в женщину. Или надо с костюмом женщины ехать в зал, а после тренировки надевать его прямо там, при этом на каблуках тащиться со спортивной сумкой на работу. Ни один вариант меня не устроил, поэтому я вообще на тренировку не пошла – каюсь, каюсь, каюсь. Ну не смогла я решить, как быть! Понимаете, вот оно женское: «не хочу ничего решать, хочу, чтобы оно все само» – лезет как сорняк в солнечный день.

На работу решила опоздать в честь утреннего душевного смятения. Из-за покупки черных лодочек решила, что сегодня будет мой любимый костюм черной вдовы, потому что, как говорила Мартиша Аддамс, black is such a happy color. Каблуки оказались роскошные и немного неудобные, а потому снова не ясно, с сумкой идти или опять с рюкзаком. В итоге победил разум, и до работы я шла в балетках (женщины – королевы компромиссов), на работе была на каблуках, ну а потом решила, что и фиг с ним, пойду на каблуках домой – страдать так страдать.

Фото: Женя Сиваков

К концу третьего дня я четко поняла финал эксперимента. В нашем бизнесе классическая баба из анекдотов про шубу и «не хочу ничего решать» – не вариант, а победить с непривычки эту бабу я не могу (честно, не поняла, как она оказалась внутри меня! Дефолтная функция что ли?) – поэтому больше никаких костюмов женщины в полном варианте, только лайт-версии. Или платье, или каблуки, или мейкап. Хватит, баста, белый флаг! Мои парни в баре этого не поняли, потому что снова устроили конкурсную оплату моего счета, сказали, что я ослепительная красотка и вообще «ходи так всегда». Конечно, это крайне приятно слушать, и сразу хочется окунуться с головой в «дабрабыт» и классические коктейли мужу по вечерам, но я человек крепкий, меня комплиментами не проймешь. Домой я уходила с четким пониманием, что не понимаю женщин, которые каждый день так живут, и вероятно, причиной моего личного ощущения несчастья является то, что обществе у нас принято быть соблазнительными пантерами, а внутри меня так не принято. Вообщем, не понимаю я женщин, которые каждый день так живут, не понимаю.

День 4. Теперь уже точно стоп!

Даже без вариантов. И никаких внутренних «ну пожаааалуйста» – ты же не слабак! Подумаешь, платье и каблуки. О господи, Надежда, и не такое решали. Но тут происходит чудо – я открываю шкаф и понимаю, что мое самое роскошное платье висит уже полгода негуляное, потому что я ждала лета. И вот лето! И вот платье! Значит, надо продолжать! Ура!

Сидя сейчас в любимой рубашке и джинсах, я не понимаю тогдашнюю мотивацию внутри. Я ударила по воображаемым рукам, мол, больше исследованием женского мира не занимаюсь – и тут какое-то платье все перевернуло! Как это произошло, мне непонятно до сих пор. Если честно, я предпочитаю об этом не думать – боюсь или провалиться на глубину философских изысканий, или умереть от осознания простоты работы схемы. Факт остается фактом: я четвертый день в платье и на каблуках, и единственную поблажку сделала в виде мейкапа – уж слишком жарко было.

Фото: Костя Лукьянов

К вечеру надо было ехать в Полесье на мотоцикле. Конечно, в платье с хвостом-клином за город не поедешь (хотя, по городу это наверняка смотрелось бы фантастически). На мотоцикл я села в юбке (но в кроссовках), на всякий случай взяв с собой сапоги на каблуке для поездок по местности в костюме столичной штуки – короткая юбка, сапоги на каблуке, красный шлем, вот это всё. Отъехав километров 50 от Минска, переоделась в более подходящую для поездки на дальние расстояния одежду, однако эти 50 км по трассе в юбке дали мне хороший опыт: никогда! не думайте! что! ездить! в костюме! женщины! на! мотоцикле! по трассе! это! ок! Холодно, все задирается, поправить невозможно, ну и так далее.

День 5. Полесье – страна мужчин.

Утро было раннее. Мои друзья Дима и Антон накормили всех завтраком, мы сели в машину и поехали на Ольшанский огуречный рынок. У ребят – редакционное задание, у меня, в общем, тоже. В качестве костюма я выбрала – хаха, не шучу – черную юбку, рубашку и кеды. Полдня мы провели в славном городе Ольшаны, рассматривая огуречные плантации, разговаривая с пропитанными тестостероном и правдой жизни мужчинами. Мужчины при виде меня становились сговорчивее (на вопросы отвечали, сниматься не хотели, но снимались, пакет огурцов отсыпали), что помогало моим коллегам делать свою работу эффективнее раза в три.

Фото: Антон Шелкович, журнал

Вечером решила пойти по отработанной схеме: юбка и мотоцикл, холодно – переоделась. Опять хохотала на скорости 90, потому что не все дороги в Полесье гладкие, а когда ты подскакиваешь на очередной яме, то юбка кокетливо взмывает вверх, что для смотрящих на тебя водителей «уоу, малышка!», а для тебя – «ахахаха ЧТО ДЕЛАТЬ ахаха». Как бы ни хотелось в городе упасть в сладкие объятия кровати после изнуряющего путешествия, были дела. Ночью решила отработать схему «мотоцикл+каблуки». Опыт оказался удачным – конечно, есть вопросы к переключению передач, но можно приспособиться.

Предварительный вывод

Итак, мой эксперимент из набора «платье-каблуки-мейкап» превратился в «хоть что-нибудь из этого хотя бы до конца недели». Первым, как вы заметили, отвалился мейкап (и правильно, и так красотка). Вторыми под расход пошли каблуки – следствие мотоцикла и практичности. С платьями оказалось проще всего. Однако без тройной комбинации эффекта бабы нет – в мини-версии костюма женщины я себя чувствую гораздо спокойнее и привычнее, и вообще – человеком.

День 6/7. Как быть во всем сразу на природе

За все время пребывания на летнем лагере Studio67 из мастхэвов было только платье, которое не спасло мои манеры – я помогала моим девушкам по кухне, и пожалуй прослыла самой вздорной кухаркой в студии. Что ж, я не против – абы все были сыты. Конечно, в сам лагерь я взяла босоножки на платформе, потому что каблуки в лесу – немного смешно. К радости, босоножки не пригодились. Во-первых, было неловко их доставать – все уже и так поняли, что я нормальная, женщина, эксперимент провалился, и кому я что доказать хочу, уже непонятно. А во-вторых, это действительно было неудобно – с учетом того, что я все время торчу у костра и передвигаюсь по щепкам и мху. Так я и провела два дня – в платье и вьетнамках (или босиком).

Фото: Matiz Lemark

Выводы и заметки на полях

Если всю жизнь расти адептом удобства, практичности, равенства полов и любви к комфорту, то трехдневный выход из зоны комфорта ввергает в стресс похлеще любого рабочего проекта. Я осознала, как много сил я трачу на пинг-понг (спасибо за термин Кате Сахно) с обществом. Каждый день я не выгляжу как «нормальная женщина» – приходится отбиваться. Я не так воспитываю ребенка – приходится отбиваться. Не так работаю – отбиваюсь. Не так разговариваю – отбиваюсь. Нет наверное такой сферы, где не приходилось бы защищать честь мундира.

А за неделю в костюме женщины (хотя нет, за всего три дня) я не получила практически ни одного замечания касательно себя как женщины, воспитания детей, поведения в обществе и так далее. Это было откровение похлеще зарисовок Кафки.

Фото: Маша Значенок


Главный вывод за неделю – женщинам прощают все. Поэтому если хотите в этой жизни преуспеть – становитесь бабой.

Судя по тенденции, этот секретик давно просекли мужчины, так что, девушки, никаких good news everyone в ближайшее время нас не ждет. Готовимся. Собираемся с силами. Наносим ответный удар.

P. S.: Глобально это, конечно, прекрасно: все мы живем с заложенными в нас веками и генетикой схемами патриархального устройства социальных групп – но честно, к этой схеме «клиент хочет дать немного комментариев». Вопросы гендера я примешивать не хочу – это откроет нам врата в Вальгаллу обсуждения, но, думаю, если бы люди вели себя просто как люди, то в 100% случаев вопроса бы не возникало. Правила же очень простые: если ты сильнее – помоги, если ты слабее – попроси, ешь, молись, люби. Все. Остальное – решаемо. Всем любви и сил победить потребительские паттерны поведения ☺

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Стучать или не стучать?

Боль • Дмитрий Мелеховец

Власти хотят воспитать в белорусах «культуру доносительства». Если работник, которому платят зарплату «в конверте», сдаст своего работодателя, его самого от выплат освободят — указ об этом уже почти готов. Но в обществе о таком поведении говорят «стучать», а граждан, в которых проснулась совесть, называют шестёрками. Дмитрий Мелеховец пытается найти правду в двух конфликтах, вспыхнувших после того, как кто-то заложил кого-то властям.