«Мы каждый день эвакуируем из центра 60 машин». Борьба за право парковки

Боль • Дмитрий Мелеховец
«Белорусы лучше оставят авто на детской площадке, чем заплатят за платную стоянку. Менталитет у нас такой — ничего делать не хотим», — говорит руководитель пресс-службы ГАИ ГУВД Мингорисполкома Татьяна Харлинская. Вспоминаем историю избиения машины Замировской чОрной женщиной из Малиновки, и разбираемся, куда звонить, если сосед хронически ставит машину на клумбе.

История писательницы Татьяны Замировской произошла тогда, когда ее стаж вождения составлял месяц. C тех пор ничего не изменилось — в Беларуси все стабильно. Вот фрагменты из ЖЖ Татьяны:

«За рулем я часто превращаюсь в пугливое смешное неповоротливое животное вроде опоссума в ситуациях, когда мне кажется, что я кому-то мешаю, я застываю в панике: простите меня все, меня нет! Это очень хреново если я зазеваюсь на сложном левом повороте и сзади мне начнут яростно сигналить, то вместо того, чтобы спешно проехать вперед, я начну эмоционально размышлять: ну вот, из-за меня человек ровно на минуту опоздает начать новую жизнь, а также у него рожает жена и из-за меня она родит на минуту позже, я содержу в себе все грехи этого мира, как же меня угораздило стать на пути хороших людей? Тут я застываю. Хорошие люди рвут на себе одежду и сигналят еще сильнее. От этого у меня вовсе начинается ступор. Я хуже всех. Я плохой человек. Оставьте меня в покое. Иногда я защелкиваю дверные замки, потому что мне кажется, что кто-нибудь придет меня бить.

Вчера это все дошло до своего апогея поездка к Погодиной в Малиновку оказалась душераздирающим квестом…

Поездив под Placebo, как отважные ночные гонщики, туда-сюда по улице Космонавтов, мы остановились около пустой ночной арки дома.

Я не поеду во двор, — сообщила я. — Там будет еще больший апокалипсис. Я видела. Машины стоят друг на друге. Люди паркуются на лестницах, песочницах и мусорных баках. Каждый человек застолбил за собой квадратный метр. Если стать на его метре, от машины отломают колеса, голову и крышу. Мир суров. Давай станем, Маша, возле этого белого жигуленочка прямо на улице. - Очень уж одинок этот жигуленочек, — резонно заметила Маша. — Если бы там можно было стоять, за ним бы стояли ВСЕ.

Мы задумались.

Тут к машине подбежала какая-то страшная чорная женщина в пальто.

Что вы тут стали? — заорала она. — Что стоишь? Дура, что стоишь? Езжай давай!

Я оглянулась вокруг не было ни души. Ни одной машины, которой я бы мешала своим тихим, задумчивым стоянием в арке.

Дура! Не стой тут! — заорала страшная чорная женщина.

Мы остолбенели.

И вдруг страшная чорная женщина начала яростно колотить кулаками по машине вначале по двери, потом по стеклу. Наверное, мне надо было выйти и вступить с ней в честный бой, но я не сталкивалась с такого рода демонологией, как Страшная Чорная Женщина в Малиновке, поэтому от ужаса дала на газ и вуаля на автомате проехала через арку во двор! Видимо, это была женщина-ловушка, загоняющая людей в ад. Через минуту мы с Машей обнаружили себя в узком, чорном, скользком, как колодезь, коридоре из огромных мрачных машин, напаркованных по двору плотной враждебной стеной. Женщина за нами, вроде бы, не бежала. Навстречу двигался какой-то Левиафан, настойчиво сияя фарами.

Я дала задний ход. Медленно-медленно мы катили назад в узком черном коридоре мглы и отчаяния, а огромный черный Левиафан или что это было, душно слепил мне глаза и раз в 10 секунд истошно сигналил.

В какой-то момент я поняла, что застреваю между двумя машинами и не могу проехать ну, то есть, я сделала какой-то кривой маневр: с одной стороны до чужой машины было сантиметров 5–10, с другой — 20–30. Это была полнейшая труба. Вероятно, в автошколе мне такие штуки давались легче легкого, я проезжала все гаражи филигранно и весело, но на живых машинах этот фокус не проходит, это чужое имущество, а оно вводит меня в ступорообразное состояние. Ситуация была нелепой, я то продвигалась вперед, то ехала назад, но неизменно выходило, что я не пролезаю, не задев чужой автомобиль. Левиафан продолжал слепить и сигналить. Видимо, у него рожали все жены сразу, а также он спешил на поезд в Амстердам и Париж.

В какой-то момент я поняла, что время расплакаться и бросить руль. Я открыла окно и прокричала:

Я не могу отсюда выехать! Зачем вы на меня орете? Все, у меня ничего не получается! Я впервые в жизни в таком адском месте, я не умею тут ездить задом и парковаться, и что? Ну, убейте меня!

Из Левиафана вышел очень спокойный молодой человек.

Окно открой полностью, — скомандовал он. — Руль ровно. Десять сантиметров туда. Теперь вперед. Теперь стой. Теперь назад. Руль вот так. Теперь снова назад. На эту машину не обращай внимания.

Сзади нас вдруг (то есть, это уже прошло минут 10 как минимум) образовался затор из автомобилей, которым надо было проехать туда, где мы уже стоим.

На этих тоже не обращай. Теперь прямо. Все, ты проходишь.

Я не верю вам, — взволновалась я.

ПРОХОДИШЬ!

Действительно, мы прошли.

Ну что ж, — очень дружелюбно сказал молодой человек, — А теперь давай немножко туда вбок, потом поворачиваешь в арку, выезжаешь и БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ ПРИЕЗЖАЕШЬ В ЭТОТ ДВОР, ПОНЯЛА?

Маша потом сказала, что таких неприветливых дворов она вообще нигде не видела.

Вот что думает руководитель пресс-службы ГАИ ГУВД Мингорисполкома Татьяна Харлинская о персонажах вроде чорной женщины и тех соседей, которые готовы обнести заборчиком место для своей машины:

«Больше всего проблем, конечно, в центре и во дворах старых построек. Новые дома планируются на то количество машин, которое нужно, а вот старые дворы не рассчитаны на такую нагрузку. Кто мог подумать, что в Минске будет 800 000 транспортных средств, не считая гостей города? Конечно, в новостройках тоже не всегда хватает мест, но это уже локальные проблемы. На Казинца, например, припарковаться невозможно, а в Уручье тихо и спокойно.

Что касается огораживания парковочных мест цепями и заборами - это вопрос ЖРЭУ.

В первую очередь надо разговаривать с ними. Проблема парковок во дворах полностью лежит на их плечах. А во дворах у нас проблем ничуть не меньше. Сколько стоит машин, которые уже никогда не поедут, так называемый автохлам, который только занимает место. Если ЖЭСы такие случаи наблюдают, то направляют к нам, чтобы мы помогли эвакуировать.

Однако можно для начала позвонить в дежурную часть ГАИ (тел.222-17-17), сотрудник прибудет на место, осмотрит территорию и уже тогда будет принято решение, что с этим делать. Если это сделано незаконно, сотрудник ГАИ свяжется с ЖЭСом, ограду ликвидируют, а водителя накажут.

Но не ГАИ и не ЖЭС должны за этим следить, а сами автовладельцы. Я помню, как водитель прямо на моих глазах выкатил мусорный контейнер с парковочного места и поставил его перед соседней машиной, блокируя проезд человеку. Я к нему обратилась, мол, вы что делаете, на что он ответил «так мне же тоже припарковаться нужно». Все зависит от людей. Если мне не хватило места возле своего дома, я припаркую около соседнего и прогуляюсь пешком.

Но белорусы лучше загородят дорогу соседу, оставят авто в зеленой зоне, на детской площадке, чем, например, заплатят за платную стоянку, или прогуляются пешком. Менталитет у нас такой — ничего делать не хотим. А тем временем платные стоянки заполнены только на треть.

Я ни разу в жизни не оставляла машину на тротуаре. Примерно раз в неделю я вижу увозящий из моего двора машину эвакуатор. Даже не из принципов морали, а просто из-за неудобства, я бы не хотела однажды отыскать свою машину на штрафстоянке. Не проще заплатить 15 тысяч за платную стоянку, чтобы потом не заплатить полтора миллиона за эвакуацию? Пускай водители сами считают, что для них выгодней.

То же касается парковки во дворах школ. Каждый день минчане оставляют автомобили прямо на входе, лишь бы довести своего ребенка, а на других им плевать.

Что касается парковки в городе-то это уже наша задача. Сейчас мы пытаемся освободить под парковку правую полосу, там, где это возможно. Некоторые вообще умудряются оставить машину на проспекте, затрудняя движение общественного транспорта. Недавно мы проводили рейд на Гикало: стоит два патрульных экипажа и у них на глазах мужчина просто бросает машину на тротуаре. И когда к нему обращаются сотрудники ГАИ, он не понимает, что он сделал не так. Будто так и надо.

Мы каждый день эвакуируем только из центра порядка 60 машин. Но один водитель два раза «ткнется» и бросит машину на тротуаре, а другой объедет три круга, чтобы найти хорошее место. Я все больше убеждаюсь, что вопрос стоит не в нехватке парковок, а в культуре людей. Эта ситуация привычна для любого большого города, и Минск — это не самый проблемный вариант. Я недавно была в Испании, где дворы вообще закрыты от автомобилей, и сделала для себя некоторые выводы. Там проблем в разы больше, но люди чуть ли в кафе не въезжают, лишь бы освободить кому-то место. Вот там действительно некуда поставить машину. И пускай люди там тоже нарушают правила, но не из-за своего эгоизма, а из-за безысходности ситуации.

В Беларуси сегодня один из самых высоких показателей автомобилизации в СНГ, потому что каждый Белорус хочет приезжать на работу на автомобиле, без него уже не могут обойтись. Но все хотят бесплатно ездить, парковаться, требуют льгот и прочего. А нормально себя вести на дороге не хотят.

Приведем несколько примеров решения проблемы парковок в других странах.

США

Здесь строят многоэтажные металлические конструкции без стен и крыш, но с лифтами. Автовладелец подъезжает к паркингу, лифт автоматически выбирает свободный этаж, где и оставляет машину. Широкое распространение во многих странах получили перехватывающие паркинги, которые расположены на окраинах города, вблизи станций метро, где утром и днем люди оставляют автомобиль в охраняемом месте и едут по делам на метро. Ночью эти парковки используют автовладельцы, проживающие на прилегающей территории. Сначала такие парковки появились в Китае, и первоначально предназначались для велосипедистов.

В Великобритании и в США такие парковки обозначаются знаком «P+R», который переводится как «паркуй и скачи дальше» — «Park-and-Ride».

Финляндия

Даже на бесплатных парковках в Финляндии существуют «парковочные часы». Это панель размером 10×15 см с вращающимся диском, на которой стоят как часы приезда, так и часы, когда автомобиль необходимо забрать со стоянки. Это помогает избавиться от «автохлама» и регулирует общую обстановку.

Чехия


Парковаться в Чехии разрешено только по правой стороне проезжей части. Запрещена парковка вблизи трамвайных путей, если между трамвайными путями и запаркованным транспортом расстояние меньше 3–5 метров. Парковка запрещена ближе, чем за 5 метров до перекрестка, остановки общественного транспорта, пешеходного перехода, а также ближе 15-ти метров от железнодорожного переезда. Существуют специальные парковочные карты для Синей зоны (синяя линяя на проезжей части). На желтой линии запрещена любая парковка. За неправильную парковку автомобиль может быть заблокирован полицией с помощью спецблокираторов или же отвезен на специальную парковочную стоянку. Для возврата авто, необходимо заплатить штраф примерно 3000–5000 крон (120–210 долларов).

Великобритания


СМС-парковка сегодня достаточно популярна в этих краях. Возле парковочных мест установлены специальные счетчики, если кто-то пытается их сломать, либо же решил парковаться бесплатно (чего не отнять у белорусов), счетчик автоматически отправляет СМС в полицию. Так англичане заставляют водителей платить.

Италия


В Италии используется автоматическая парковка, вписывающаяся в кольцо диаметром 30 м. Машина забирается манипулятором и ставится в свободную нишу. Одно машино-место может стоить от 10 до 100 тысяч евро, в зависимости от города и места в целом.

Дания


В Дании осуществлен самый лучший из экспериментальных проектов по решению парковочного вопроса в жилой зоне. По форме сооружение напоминает трибуну большого стадиона, где вместо скамеек расположены ступенчатые террасы, под которыми расположен паркинг.

Япония


В Японии обычные автомобильные стоянки на улицах отсутствуют, они находятся под землей. Японцы используют велосипеды в качестве промежуточного транспорта, — по типу перехватывающих парковок, — на котором обычно едут до ближайшей станции метро или скоростного пригородного поезда.

Кроме того, компания «Альбион» придумала новое решение проблем парковки - пластиковые газонные решетки. Это позволяет парковаться на зеленых зонах, не вредя окружающей среде. Еще один плюс этих решеток - они довольно дешевые.

В США же все еще проще — новое мобильное приложение, которое обновляется каждые 30 секунд и сообщает водителю о свободных парковочных местах. Приложение может даже рассчитать, через какое количество времени водитель будет возле этого парковочного места, и какова вероятность, что оно будет свободным.

Это далеко не все возможные решения проблем с парковкой. Если у вас есть идеи на этот счет — пишите о них в комментариях.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Четыре слагаемых белорусского пива: вода

Боль • Николай Янкойть

С годами белорусское пиво всё интереснее и разнообразнее — но многие почему-то по-прежнему считают его сваренным из порошка и разбавленным спиртом, жалуются на утреннюю головную боль и утверждают, что чешские и немецкие лагеры несравненно вкуснее. Редакция KYKY разбирается, как обстоят дела в действительности: из чего белорусские пивовары варят пиво — как на крупных заводах, так и на маленьких пивоварнях.