Кому компостировать мозги

Боль
В жизнь белорусов вошел валидатор. Если автомобиль заглохнет на трамвайных рельсах, поездка на транспорте приведет вас к цифровой коробке в салоне, заменившей родной красный компостер. Редакция KYKY связалась с проектировщиками валидаторов и задала техническому директору IBA Group вопросы: откуда взялась идея, почему валидаторы не работают и есть ли способ обмануть систему.

В жизнь белорусов вошел валидатор. Если автомобиль заглохнет на трамвайных рельсах, поездка на транспорте приведет вас к цифровой коробке в салоне, заменившей родной красный компостер. Редакция KYKY связалась с проектировщиками валидаторов и задала техническому директору IBA Group вопросы: откуда взялась идея, почему валидаторы не работают и есть ли способ обмануть систему.  

С начала января валидаторы установили в трамваях, а вчера появилась возможность купить электронные проездные на февраль. Тем временем, бумажные талончики публика уже освоила: «Бабушки выстраиваются в очередь перед этим аппаратом, - призналась сотрудница редакции KYKY, - Система звуком отмечает на билетике время, когда ты вошел в трамвай, поэтому люди прилежно ждут своей очереди: первый раз такое вижу!»

Проект валидатора разрабатывала компания IBA Group. Вадим Смотряев, директор технического отделения, рассказывает, как это происходило: 
 Вадим Смотряев: На самом деле, там два аппарата стоит. Одно компактное устройство приема оплаты по бесконтактным карточкам. Другие устройства, которые начали работать с 1 января, называются электронные компостеры и предназначены для гашения одноразового билетика. Это было одно из требований: сохранить возможность разовой оплаты. Для гашения билетика необходимо печатающее устройство - габариты принтера определяют, почему второе устройство больше, чем первое. 

KYKY: Откуда модель? Говорят, она приближает нас к Вильнюсу, потому что там в транспорте похожие валидаторы. 

В. С.: Сам проект транспортных устройств оплаты за проезд - это не ноу-хау. Во многих странах практикуются такие системы, в Питере тоже похожие. Внешний вид определяется транспортным средством, они должны крепиться на поручень, то есть все примерно одинаковых размеров, но модели разные. Когда мы разрабатывали проект, мы изучали опыт других стран, но та модель, которую вы видите в транспорте - это наша белорусская разработка.

Контроль на доверии

KYKY: Белорусы в сети уже размышляют, как эту штуку обмануть. Вы принимали меры против такого рода событий?

В. С. Конечно, предпринимали. Это не первый серьезный республиканский проект компании IBA. Около десяти лет назад мы делали платежно-транспортные терминалы в Беларуси, точно так же с нуля разрабатывали оборудование, а сейчас нет такого банковского офиса, где бы не принимали платежи у населения, терминалы и на улицах стоят. Скажем так: даже в банковских системах есть варианты, как можно систему попытаться обдурить. Естественно, при разработке валидаторов мы заложили сюда опыт и понимание систем самообслуживания.

Я тоже блоги просматриваю: когда народ рассказывает, как они пять или десять лет назад в Чехии эти талончики мылом натирали и что-то стирали, куда против такого? Не все же возможно предусмотреть. То, что в системе применяются самые современные способы защиты информации - это точно. 

KYKY: Контролер будет ходить с другим валидатором?

В. С.: Да, система по сути строится на доверии. Каждая транспортная единица для удобства пассажиров оснащена определенным количеством этих валидаторов для минимизации времени на посадку и высадку. Контрольно-резервная служба оснащена другими терминалами контролеров. Это отдельное устройство: технология та же, но формат другой, портативный. 

 

KYKY: Все работает из кабины водителя или от проводов вверху? Люди говорят, в половине трамваев система не работает. 

В. С.: Вы же понимаете, что это транспорт, и просто так, не согласовав системы с призводителями транспорта, с «Коммунмашем», монтаж невозможен. Все схемы безопасны, система оплаты активируется водителем. Перед выходом на маршрут водитель должен убедиться, что у него это дело работает. Сейчас появляются сообщения о том, что не все устройства корректно подключены. Но поскольку в повышенную эксплуатацию система не введена, ее только начинают вводить, они все определяются и устраняются.

 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Сколько нужно денег, чтобы белорусы хорошо играли в футбол

Боль • Саша Романова

«Если у тебя все в жизни есть, если тебе родители обеспечат обучение, форму, машину в 18 лет, какой нахер спорт и битва за что-нибудь?» - спортивный комментатор и ведущий программы «Время футбола» Николай Ходасевич об особенностях менталитета белорусов в спорте и «планке бреда» в белорусском футболе.