Дайте Осмоловке шанс

Места • Елена Косенчук
«В Осмоловке есть два бомбоубежища, и, как рассказывали нам местные жители, в них периодически возникала какая-то жизнь: в начале 50-х там собирались все мальчишки района, а в весёлые 90-е кто-то почти открыл там кафе. Но что-то не задалось, и с тех пор они стоят закрытыми». Тема Осмоловки не отпускает: обидно, что старый квартал в центре Минска сочли ошибкой архитекторов, и его судьба — быть закатанным в бетон и стекло новых vip-районов. Редакция KYKY встретилась с организаторами фестиваля урбанистики, чтобы узнать, какой план по спасению придумали минские урбанисты.

Сначала немного истории для тех, кто не в теме 

Осмоловка — это два минских квартала в границах улиц Богдановича, Киселёва, Коммунистической и Куйбышева, которые строили военнопленные из Германии в 1949 году. Сегодня район можно капитально отремонтировать и сделать исторический центр, своего рода оазис в центре столицы. Рядом с Осмоловкой находятся огромные пустые территории, в том числе завод «Горизонт», бывшее троллейбусное депо, где могли бы разместиться необходимые столице офисные здания. Впрочем, за последние 25 лет Осмоловку неоднократно хотели перестроить. В начале 1990-х архитектор А. Поляков предложил реконструкцию с сохранением оригинального облика квартала, предлагая что-то снести, а что-то пристроить, увеличив количество жителей более чем в два раза. В нулевых архитектор А. Перлин придумал план реконструкции «новое звучание Осмоловки», предлагая возвести на восьми гектарах огромные здания с небольшими внутренними дворами. А совсем недавно, в 2011-м, «Минскградо» представил проект многофункционального центра Crystal Park — комплекс стеклянных зданий с умеренно высотной башней в центре.

Круглый стол. Часть первая

Минская урбанистическая платформа собрала в одном зале всех, кто имеет отношение к Осмоловке. Это были люди, представляющие настолько разные точки зрения, что поначалу казалось, все они прилетели с разных планет. Жители Осмоловки жаловались на то, что их район обещают снести уже последние 25 лет, а потому дома никто не ремонтирует, и люди находятся в подвешенном состоянии. Застройщики приводили цифры, оправдывались за проскочившую в СМИ информацию, что они собираются обнести элитное жилье заборчиком, и обещали деликатное отношение к территории. Главный архитектор утверждал, что появление Осмоловки — ошибка, и нужно восстановить историческую справедливость, застроив территорию правильными домами в 4–5 этажей. Неравнодушные минчане же настаивали на том, что Осмоловка — место уникальное, и нужно придать ей статус историко-культурной ценности, сохранив для потомков. В зале царило невиданное напряжение.

Александр Бондарчик, фото: onliner.by

Главный архитектор проекта детальной планировки Александр Бондарчик: «В своё время этот район был создан в разрез с градостроительными нормами. В центральной зоне крупного города не должно быть низкоэтажной застройки. Сейчас речь идёт о восстановлении исторической справедливости, то есть необходимо застроить эти территории той застройкой, которая здесь должна быть по всем законам тогдашнего и современного градостроительства. Речь идёт о пятиэтажной застройке с мансардами — а это в сумме шесть этажей».

Вадим Тачкин, фото: realt.by

Вадим Тачкин и Юрий Жарков (эксперты со стороны застройщика): «На месте Осмоловки должно было появиться жильё премиум класса. Идея возникла, когда один из наших партнёров, представляющий крупный российский бизнес, изъявил желание построить ресурсоёмкий проект в центральной части города. Мы изучили карту города, и одним из объектов как раз была территория, о которой мы говорим. Она была предложена на аукцион, аукцион не состоялся, что ещё раз подтверждало наличие у города своего плана по освоению этой территории. Была компания, которая хотела войти в этот масштабный проект (объем инвестиций по предварительным расчётам составлял $200 — 250 млн). Впоследствии, к сожалению, компания приостановила процесс — переориентировала свои интересы на другие площадки Минска. Но основное, что мы хотели бы отметить, — деликатное отношение к этой территории, вклад в историю места. Ограждать территорию никто не собирался. Ограничения по внутреннему пространству были бы предусмотрены, но закрывать глухим забором квартал ни мы не планировали, ни город бы не позволил.

Андрей Эзерин, фото: marketing.by

Житель Осмоловки Андрей Эзерин: «Есть здоровый архитектурный цинизм, а есть люди. Это 300 семей, 1000 человек. Эксперимент с жителями продолжается уже 25 лет. Маленькая заметка в «Вечернем Минске» ещё в 1991 году сообщает, что «кварталы, ограниченные следующими улицами, будут снесены, а на их месте будет то и то…' Прошла почти четверть века. У людей бывают разные обстоятельства — кому-то нужно квартиру продать, кому-то переехать, кому-то сделать ремонт… Или вот такой пример. У нас в Осмоловке вообще нет вечернего освещения. Одна моя знакомая-журналистка начала выяснять отношения с ЖЭСом, какими-то властями, потому что неудобно ребёнка вечером забирать из садика. „А зачем вам свет? — говорит ей чиновник. — Вас же снесут!“ Это происходит практически на всех уровнях. На мой взгляд, Осмоловка — это возможность что-то изменить в ситуации, когда Минск превращается в город муляжей».

Михаил Володин, фото: teastudia.by

Михаил Володин (историк и писатель): «Я занимаюсь городскими мифами, и Осмоловка в них плохо описана. Да, Осмоловский был руководителем послевоенного генплана восстановления города, и в этом смысле несколько районов из генплана выпали. Кстати, не только Осмоловка. Зеркально относительно площади Победы есть точно такой же район. Только если Осмоловка строилась с заказа военных, то этом районе получили квартиры и домики секретари ЦК, поэтому район ограждён административной защитой, и его никто не трогает. Всё, что делается сейчас в центре Минска, на мой взгляд, не плохо, а просто отвратительно! Я не против того, чтобы снесли первую Минскую электростанцию (кощунство говорю сейчас) и не против, чтобы снесли Осмоловку. Я хочу, чтобы на месте этих зданий строилось то, что я могу показывать как архитектуру экстра-класса (если мы идём на такие жертвы), и чтобы эта архитектура вписывалась в городской контекст».

Александр Акентьев: onliner.by

Руководитель УП «Минскградо» Александр Акентьев: «Есть генплан города Минска, и есть основные положения, которые фиксируют градостроительную политику. Так вот, один из его пунктов гласит, что нужно „исключить на территории планировочного ядра жилых домов“. Разрешено размещение нового строительства на этой территории только при условии наличия у этих зданий не менее трех функций, одна из которых — новое здание должно быть носителем достижения национальной культуры и градостроительства. Новое строительство на этой территории должно быть ориентировано на его вечную память. Говоря о развитии центральной части Минска, хочу отметить, что никакие сценарии не могут быть исключены. Минск бесконечно заинтересован в том, чтобы у него появилось что-нибудь интересное, заметное, отличающееся от серого фона. Есть пространство, которое может быть пешеходно-транспортным, просто пешеходным, возможно озеленение этого пространства, заполнение его скульптурами… Может быть абсолютно всё! Вопрос в том, где возможности для материального воплощения и где те жители Минска, которые готовы воплотить этот сценарий в жизнь».

Вторая часть диалога была направлена на поиск конструктивных решений. Кто-то из гостей предложил превратить Осмоловку в музейно-культурное пространство, кто-то — пустить в подвалы домиков студию йоги. Но, если говорить честно, предложений было немного. Неравнодушные минчане точно знали, чего бы они не хотели видеть на Осмоловке и почему, но что делать с районом, никто не знал. После круглого стола на фестивале урбанистики в зале стояла пыль жаркого спора, и люди долго не хотели расходиться. В субботу должна была быть вторая часть дискуссии, на которой участники нашли бы альтернативное решение, но ее отложили на неопределенный срок.

Часть вторая. Альтернативное решение

О том, какое альтернативное решение ищут урбанисты, мы спросили у организаторов Минского фестиваля урбанистики Никиты Потапенко, Анны Саливон и Дарьи Мандик:

Никита Потапенко: «Судьбу Осмоловки во многом диктует суровая капиталистическая реальность. Это место должно быть выгодным, оно должно обосновывать себя экономически. Если там останется жильё, то оно должно быть таким, чтобы на нем можно было заработать. Двухэтажные домики снесут, и то, что появится на их месте, уже не будет нашей любимой Осмоловкой. Это первый, наиболее вероятный на сегодняшний день путь. Отремонтировать эти дома, повесить на них таблички „историко-культурная ценность“ и оставить жителей в покое — второй путь. Вероятность этого варианта исчезающе мала. Это затратно для городской администрации, и не имеет смысла для потенциального инвестора. Нам было интересно задуматься о том, возможен ли третий, компромиссный путь, который бы без потери экономической целесообразности позволил бы сохранить дом для жителей района и место для города. Для меня в Осмоловке накоплено очень много ценных смыслов. История этого района — это история о послевоенном Минске, о советском наследии, о памяти и связи человека с местом, том, как среда меняет людей, а люди — среду».

Анна Саливон: «Мне хотелось бы видеть на месте Осмоловки очень качественную архитектуру, а какая у неё будет функция — это более глубокий вопрос, к которому стоит подходить деликатно. В первую очередь мы хотим попробовать, не трогая жильё, использовать потенциал незанятых пространств: мансард, подвалов, дворов, незаселенных помещений на первых этажах. В районе есть два бомбоубежища, и, как рассказывали нам местные жители, в них периодически возникала какая-то жизнь: в начале 50-х там собирались все мальчишки района, а в весёлые 90-е кто-то почти открыл там кафе. Но что-то не задалось, и с тех пор они стоят закрытыми. Можно попытаться как-то их задействовать.

Мы думаем о том, что могло бы сделать место более привлекательным для туристов: о пешеходных зонах, кафе, рассматриваем варианты появления офисов и небольших камерных гостиниц».

Дарья Мандик: «Представьте, что идёт суд. От города подан иск о невыгодности сохранения Осмоловки. А мы должны выстроить линию защиты. Доказать суду присяжных, что старые районы — ценность, что с ними можно работать не убивая, и что это может быть экономически выгодно. Наша большая проблема, что мы все общаемся на разных языках. Мы читали Джейн Джейкобс, и ценность городского разнообразия не вызывает у нас сомнения. А инвестор знает, что такое рентабельность и как обеспечить денежный оборот. А жители хотят, чтобы их не трогали. А архитектору хочется спроектировать суперздание. Но если у нас всех цель — улучшить город, то мы должны понять друг друга и работать в команде».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Художница Ника Сандрос и музыкант Александр Либерзон о самом нескучном на неделе

Места • Ирина Михно

«Я не хожу в «Хулиган», потому что оттуда сложно выйти: падок на пагубные привычки, а мне, как человеку публичному, постоянно предлагают разные напитки, после которых крайне сложно добраться до дома», — говорит основатель электро-поп группы «Кассиопея» Александр Либерзон, который в том же искрометном духе, вместе с минской художницей Никой Сандрос, обсудил современную фотографию, группу «Океан Ельзи» и концерт Стаса Михайлова.