Почему «поддержка экономики» включает репрессии бизнеса? Разбираем новый Указ президента с адвокатом

Деньги • Ирина Михно

24 апреля Александр Лукашенко подписал Указ №143 «О поддержке экономики». Казалось бы, в стране произошло чудо и власть наконец поняла, что бизнес пора спасать от кризиса. Так ли это? На самом деле, не совсем. Управляющий партнер адвокатского бюро Verdict Екатерина Желтонога согласилась сделать обзор Указа для KYKY – а мы добавили к каждому её пункту краткое содержание.

Екатерина Желтонога: В Указе официально признали «пострадавшими» от эпидемиологической ситуации достаточно широкий список предприятий и ИП. В их числе: 

  • турагенты и туроператоры;
  • рестораны и бары;
  • агентства недвижимости, арендодатели коммерческой недвижимости;
  • производителей одежды; 
  • автомастерские; 
  • розничные магазины (которые торгуют компьютерами, бытовой техникой, товарами и др.)
  • владельцы палаток, киосков и те, кто торгует на рынках;
  •  перевозчики; 
  • гостиницы; 
  • организаторы выставок и конференций; 
  • санатории, курорты, медучреждения; 
  • музеи, библиотеки; 
  • фитнес-клубы; 
  • мастерские по ремонту бытовой техники, обуви, компьютеров, часов, ювелирных изделий; 
  • парикмахерские и салоны красоты;

И другие – полный список можно посмотреть здесь.

В многочисленных обращениях и выступлениях в СМИ предприниматели просили предоставить им налоговые, арендные и кредитные каникулы, а также освобождение от обязанности уплачивать платежи в ФСЗН. Самые смелые высказывались о необходимости предоставления льготных кредитов и субсидий в поддержку бизнеса.
Но Указ не дает предпринимателям возможность получить безвозвратные деньги со стороны государства. Возможность получить льготные новые кредиты или реструктуризировать старые тоже не предусмотрена. А это главное, что ожидал бизнес, – финансовая поддержка.

Будут ли налоговые каникулы? 

Екатерина Желтонога: Налоговых каникул, то есть полного освобождения от налогов, Указ не предусматривает. Но введен следующий механизм: потенциальная возможность бизнеса получить отсрочку до 30.09.2020 и последующую рассрочку до 31.12.2020 по уплате налогов и сборов в местный бюджет. 

Речь о таких налогах как, например, налог на прибыль (есть исключения), налог при УСН, единый налог с ИП. Аналогичная льгота может быть и по погашению аренды за государственные земельные участки. Но! При этом обязанность уплачивать налоги в республиканский бюджет (а это – НДС, земельный налог, налог на недвижимость, акцизы и др.) никто не отменял. Более того, Указ простимулировал своевременную оплату налогов в республиканский бюджет через специальный механизм: отсрочка и рассрочка на уплату  налогов в местный бюджет возможна, только если нет долгов по республиканским налогам. 

При этом право на такую отсрочку и рассрочку имеют предприятия из списка «пострадавших»; арендодатели недвижимости, которая находится в собственности государства или юрлиц с долей государства более 50 процентов. Бизнес должен понимать, что в условиях экономического кризиса государство не может взять на себя юридические обязательства по налоговой поддержке, а будет помогать лишь по мере возможностей. Объем их, очевидно, пропорционален возможностям местных бюджетов. Давайте смотреть реалистично – в условиях дефицита бюджета рассчитывать на повсеместные отсрочки и рассрочки по налогам не стоит. 

 

Аналогичный диспозитивный (такой, при котором стороны могут договориться самостоятельно, а если нет – есть закрепленная норма – Прим. KYKY) подход Указ применяет к:

• уменьшению суммы налога на недвижимость и (или) земельного налога во 2 и 3 квартале 2020-го;

• уменьшению арендной платы за земельные участки для отдельных категорий предпринимателей (из Указа не ясно, каких именно). 

Администрации свободных экономических зон (СЭЗ) могут, но не обязаны, уменьшать суммы арендной платы за земельные участки, находящиеся на их территории в  аналогичном периоде. Областным и Минскому городскому Советам депутатов рекомендовано уменьшать до двух раз размер ставок единого налога в этот период. 

Значимость содержащихся в Указе норм о налоговой поддержке была нивелирована тем, что к моменту его появления налоги за первый квартал уже были два дня как уплачены. По крайней мере, теми предпринимателями, кто в сложившейся ситуации смог это сделать и не ушел в ликвидацию. 

Краткий пересказ KYKY: полноценных налоговых каникул не будет. Бизнес сможет рассчитывать лишь на отсрочку по уплате налогов в местный бюджет – но только если заплатит все налоги в Республиканский бюджет и если у местных органов власти будут запасы.  

Будут ли арендные каникулы? 

Екатерина Желтонога: Отсрочку по арендным платежам до 30 сентября 2020 года с рассрочкой уплаты до 31 декабря 2020 года получили арендаторы, которые: арендуют недвижимость, принадлежащую государству или юрлицам с долей собственности государства более 50 процентов, и находятся в списке «пострадавших от эпидемиологической ситуации»;  оказывают бытовые услуги населению. Также вводится мораторий на увеличение базовой арендной величины и рост арендной платы до 30 сентября 2020-го. Кстати, последний раз базовая арендная величина выросла 20 марта 2020-го до 17,85 рублей (по данному увеличению принять такое решение что-то помешало).

Указ содержит рекомендацию «негосударственным» собственникам коммерческой недвижимости предоставить арендаторам отсрочку по уплате аренды или привязать размер аренды к выручке предпринимателя.  

При этом буквальное толкование норм Указа позволяет сделать вывод, что частные девелоперы, в отличие от государственных, поддержку в виде отсрочки и рассрочки уплаты земельного налога не получили. В лучшем случае они попадут в категорию тех плательщиков, которым будет уменьшен размер налога на недвижимость и земельного налога во 2 и 3 кварталах 2020-го.

Короче говоря, арендаторам площадей в бизнес-центрах и ТЦ на лояльный подход арендодателей рассчитывать не стоит. Рекомендации Указа, очевидно, услышаны не будут. Отсрочка по уплате НДС не даст финансовой возможности собственнику ТЦ предоставить арендатору отсрочку по уплате арендных платежей. Очевидно, что суммы ежеквартального НДС и ежемесячных эксплуатационных расходов на содержание здания просто неравнозначны. Кроме того, большинство частных девелоперов сами имеют кредитную нагрузку и у них нет большого поля для маневра.

 

За последние месяцы мы провели множество консультаций с предпринимателями о том, как вести диалог с крупными участниками рынка недвижимости. Всем известно, что договоры в торговых центрах имеют серьезный крен в пользу арендодателя. Последние отказываются «отпускать» своих арендаторов досрочно и на уменьшение арендных ставок идут с трудом – в лучшем случае предлагают сложный механизм расчета арендной ставки в зависимости от размера выручки. На наших глазах разворачивается борьба собственников с арендаторами:  арендаторы пытаются незаметно под видом смены коллекции вывести товар, а собственники выставляют охрану и опечатывают его вместе с торговым оборудованием, удерживая все это в счет долга по аренде. В ответ арендаторы реструктурируют бизнес через реорганизацию и уводят долги по аренде на одно юрлицо, а товар – на другое. Дальше эта война уходит в правовую плоскость судов и исполнительных производств. Кстати, чаще всего не в пользу собственника ТЦ. 

Краткий пересказ KYKY: полноценных арендных каникул не будет. Вернее будут – но только у тех, кто арендует недвижимость у государства и попал в список «пострадавших». Частным арендаторам и арендодателям выписаны рекомендации – и вряд ли их кто-то будет соблюдать.

Что ещё бизнес получил вместе с Указом

Екатерина Желтонога: Указ содержит широкий перечень мер, направленных на минимизацию негативного влияния на бизнес мировой эпидемиологической ситуации. Отметим наиболее эффективные. 

• Совмин определит категории предприятий и ИП, которые получат возможность производить зачет сумм превышения НДС в течение 10 дней – вместо 30 дней. Это безусловно сократит период «замораживания» оборотных средств предприятий. Надеемся, что список таких счастливых плательщиков будет шире, чем госпредприятия или предприятия из табачной и нефтеперерабатывающей отраслей. 

• Предприятия могут один раз в течение 2020-го изменить порядок налогового учета курсовых разниц. Эта опция имеет значение для плательщиков налога на прибыль. Мы помним Указ №504 «О курсовых разницах», который позволил предприятиям выбирать, когда включать курсовые разницы в состав внереализационных доходов/расходов и отражать их в учетной политике организации: ежеквартально или  в декларации 4-го квартала. Так вот, сейчас есть возможность учесть валютные потоки и курсовые разницы по кредиторской и (или) дебиторской задолженности и уменьшить сумму налога на прибыль.

• ИП, которые уплатили в 2020 году единый налог, могут перейти на другой порядок налогообложения – но только в отношении деятельности, которая тоже облагается единым налогом. А еще ИП могут перейти на упрощенную систему налогообложения в течение всего 2020-го (хотя по налоговому кодексу это можно сделать только в начале календарного года, подав заявление не позднее 31 декабря предыдущего). При этом условия перехода на УСН – виды деятельности и размер валовой выручки – остаются неизменными. 

• Для зачета и возврата единого налога, уплаченного ИП, продолжительность временного неосуществления их деятельности может превышать 30 календарных дней. 

• Государственным юрлицам дали право предоставить покупателям из списка «пострадавших», а также оказывающим бытовые услуги населению, отсрочку по оплате гос имущества, проданного с рассрочкой его оплаты. По 30 сентября 2020-го.

Краткий пересказ KYKY: в Указе есть ряд послаблений для компаний и ИП – бонусы приятные, но без налоговых и арендных каникул особой роли в жизни  предпринимателей не сыграют. 

Пункты Указа, которые вызывают больше всего вопросов

Екатерина Желтонога: В Указе предусмотрена возможность расторжения договора госзакупки из-за его неисполнения или ненадлежащего исполнения. При этом поставщики, не исполнившие свои обязательства, временно не будут включаться в список недобросовестных поставщиков, если: 

• возникли обстоятельства непреодолимой силы (свидетельствует БелТПП или уполномоченный орган другой страны, резидентом который является поставщик);

• официальный курс российского рубля, доллара или евро изменился больше, чем на 20% к курсу на дату подачи предложения о госзакупке. 

Поставщик должен подтвердить влияние изменения курса на возможность исполнения договора. 

Проблема этой нормы видится в нескольких не до конца решенных вопросах:

• В каком порядке расторгаются договоры госзакупки? Представляется, что норму можно толковать расширительно, то есть как предоставляющую право расторгнуть договор по соглашению сторон. Если соглашение не достигнуто – поставщик вправе требовать расторжения договора госзакупки в судебном порядке.

• Будет ли наступать ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора в случае расторжения из-за изменения курса? При наличии обстоятельств непреодолимой силы очевидно, что поставщик освобождается от ответственности (в силу п. 3 ст. 372 ГК). Представляется, что вопрос можно решить в соглашении о расторжении договора, но если доброй воли покупателя на это нет, говорить об освобождении от ответственности затруднительно.

• Распространяются ли данные нормы на закупки, которые не подпадают под действие Закона о госзакупках? Буквальное толкование Указа не позволяет распространить данные нормы на квазигосударственные закупки (например, закупки госпредприятий, которые не являются госзакупками – через icetrade.by). Но сам факт принятия указа такой направленности дает достаточные основания поставщикам ориентироваться и ссылаться на приведенные нормы, при решении вопроса о расторжении соответствующих договоров.

 

Краткий пересказ KYKY: вроде как Указ дает возможность безболезненного расторжения договора по госзакупкам. Но вопросов о том, как это сделать и не остаться крайним, осталось очень много. Кажется, в итоге все равно проще ничего и не расторгать.

Субсидиарка. Чего бизнес не ожидал, но получил

Екатерина Желтонога: Как говорится, не было бы счастья, да COVID-19 помог. О проблеме субсидиарной ответственности мы говорили еще в 2018 году. В свое время субсидиарная ответственность «прилетела» многим бизнесменам, и часто не по делу. Поэтому как только Декрет №7 «О развитии предпринимательства» был опубликован, юридическое сообщество приложило все возможные усилия, чтобы применить его нормы и отменить решения судов по вновь открывшимся обстоятельствам. Позиция Верховного суда тогда была категоричной: Декрет №7 – не основание пересматривать судебные постановления. 

Указ содержит очень прогрессивную норму о том, что возможен пересмотр решений о привлечении к субсидиарной ответственности руководителей и собственников бизнеса. Но только тех, решения по которым еще не были исполнены. То есть те бизнесмены, кто добросовестно исполнил решение суда, права на пересмотр и возврат денежных средств не имеют. А те, кто этого делать не стал или не смог, воспользуются эпидемиологической ситуацией и положениями Указа. 

Краткий пересказ KYKY: бизнесмены, которые попали под субсидиарную ответственность, но еще не исполнили решение суда по ней, смогут обжаловать это решение. С принципом социальной справедливости, очевидно, что-то не так.

Проверки и запреты. Чего бизнес точно не хотел получить 

Екатерина Желтонога: Никогда такого не было, и вот опять: в Указе предусмотрена возможность проводить внеплановые проверки со стороны МАРТа, Минздрава, Госстандарта по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства, законодательства о ценах и ценообразовании, торговле, общественном питании, защите прав потребителей, рекламе, законодательства об оценке соответствия в части обязательного подтверждения соответствия требованиям технических регламентов ТС, ЕЭС.  

Отменяется мораторий на проверки новых юрлиц. Юрлица и ИП, которые осуществляют деятельность по торговле и  общественному питанию, могут быть проверены, даже если с даты их регистрации не прошло двух лет. И если в ходе проверки будут выявлены нарушения, то их деятельность может быть приостановлена до устранения нарушений, но не больше чем на 90 дней. 

Представляется, что нормы о возможности закрытия магазинов ввели после того, как никто и не подумал исполнять принятое постановление № 184 «О временных мерах по стабилизации ситуации на потребительском рынке». Это связано с тем, что механизм применения ответственности был затруднен, а размер возможных административных санкций был значительно ниже убытков от замораживания цен. Сейчас опять появилась «дубина», которой раньше пользовались и за отмену которой боролись все бизнес-ассоциации и союзы – возможность закрыть заведение или магазин. 

Совмину дали полномочия определять перечень товаров, на которые будут регулироваться цены (и госорганы, которые это регулирование будут осуществлять). Плюс поручено определить специальный порядок осуществления государственных закупок товаров (работ, услуг). 

Примечание от редакции: Пока писался этот текст, первый вице-премьер Дмитрий Крутой объяснил, почему в Указе о поддержке бизнеса есть карательные меры проверок и закрытий. Объяснение было не очень многообещающим: «Эта мера временная и нацелена на безответственный бизнес. Не думаю, что мера будет широко использоваться. Это будут какие-то точечные случаи. Недавно на рынке масок, дезинфицирующих средств цены взвинчивались в разы. Понятно, что был ажиотажный спрос. Но почему одни субъекты хозяйствования могут выдерживать параметры, которые были установлены постановлением правительства, а другие – нет. Впрочем, таких безответственных предпринимателей у нас не более 10%». Выходит, предпринимателям остается гадать, кого государственные проверяющие будут считать «безответственными бизнесменами» и кто будет этой «полицией ответственности».

 

Краткий пересказ KYKY: теперь даже новый бизнес могут проверять все, кто угодно и когда угодно. Причем если раньше по мотивам проверки условный ресторан нельзя было закрыть, то теперь – можно. Власти говорят, это защита от безответственных бизнесменов – но кто знает, кого они завтра посчитают такими.

Вместо вывода

Екатерина Желтонога: Очевидно, предлагаемые меры носят скорее декоративный характер, так как не решают проблемы бизнеса, который остается без платежеспособного спроса при наличии значительных обязательств. Скорее мы видим не поддержку, а улучшение бизнес-условий. Радует, что понимает это и правительство: первый заместитель премьер-министра Дмитрий Крутой анонсировал второй пакет мер поддержки экономики и предпринимателей, который, помимо прочего, включает предоставление гарантий местных органов власти по кредитам банков. 
Радует и то, что источниками финансирования этих мер будут международные финансовые институты: МВФ, ЕБРР и т.п., которые дадут деньги только под реальную программу поддержки бизнеса, в том числе малого, в том числе частного. И тогда получение беспроцентного кредита от Банка Развития без залога частному бизнесмену для выплаты заработной платы и погашения обязательств по аренде не будет казаться фантастикой. Как говорится, любые меры, направленные на поддержку бизнеса сегодня – лучше, чем ничего завтра. 

Краткий пересказ KYKY: Указ не станет спасением для беларуского бизнеса, потому что многие его пункты – это даже не указание к действию, а всего лишь рекомендация. Может, кто-то в частном порядке введет налоговые и арендные каникулы – а может, и нет. Может, станет проще расторгнуть договор по госзакупкам – а может, и нет. Может, вам удастся избежать субсидиарной ответственности, а может, и нет. Государство не дало четких указаний, а как будто переложило ответственность на более мелкие органы власти – депутатов, судей и так далее. А как известно, в Беларуси на местах не умеют принимать четких решений, пока не будет директивы «сверху». По сути, сейчас мелкий чиновник в праве облегчить частнику жизнь, но он сто раз подумает, готов ли он делать это в ущерб своему бюджету и, возможно, посту. Редакция KYKY благодарит Екатерину Желтоногу за обзор Указа и хочет добавить, что в целом у экспертного сообщества в кулуарах после чтения документа вывода два:

  • Дареному коню в зубы не смотрят;
  • На бога надейся, а сам не плошай.
Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

35 000 долларов за заражённого. Как беларусы (и не только) зарабатывают на своём коронавирусе – или симулируют его

Деньги • Елизавета Мороз

Пока одни баррикадируются в квартирах от вируса, других он вирусит по соцсетям. За последние месяцы появилось немало корона-блогеров, которые от скуки делают стримы из больниц и пытаются зарабатывать на этом деньги. KYKY разбирается, кто все эти люди и настоящие ли они.