«Судя по ситуации, сотрудники КГБ знали об этой сделке». Объясняем задержания чиновников последних дней

Деньги • Алиса Петрова
За последние два дня КГБ задержало минимум 15 человек за взятки, среди которых семь высокопоставленных людей: чиновники и бизнес-руководители. Разбираемся, что произошло и почему схемы, из-за которых задержали этих людей, – типичны для Беларуси.

19 декабря: задержаны минимум 8 человек, среди них – руководители «МТЗ», «МАЗ», «БелАЗ» и «Гомсельмаш»

19 декабря, появилась новость, что КГБ задержал должностных лиц четырёх главных госпредприятий: «МТЗ», «МАЗ», «БелАЗ» и «Гомсельмаш». Члены руководства и работники заводов получали деньги от коммерческих структур за то, что продвигали их продукцию. Установлено, что с 2013 года эти люди получили взятки на сумму не менее 200 тысяч долларов США за приемку бракованных сырья и комплектующих, выдачу фиктивных заключений по качеству и получение информации о перспективных разработках.

С 5 по 7 декабря при получении взяток на сумму более 7500 рублей были задержаны с поличным четверо представителей «МТЗ», «МАЗ» и «БелАЗ». Среди них заместитель генерального директора «МТЗ» (она же финансовый директор) Нина Примшиц. Помимо них за полученные ранее взятки в размере 40 000 рублей задержаны еще четверо сотрудников конструкторских и планово-экономических подразделений завода «МТЗ». В отношении всех задержанных возбуждены уголовные дела по статьям 430 (Получение взятки), и 433 (Принятие незаконного вознаграждения) уголовного кодекса. Все подозреваемые заключены под стражу.

Схему «отката» комментирует руководитель проекта «Кошт урада» Владимир Ковалкин:

«Такая коррупционная схема называется «приемка ненужного товара, либо товара ненадлежащего качества» – в обмен на откат, разумеется. Выглядит она так. Объявляется тендер. Чтобы победить по критерию цены, одна из компаний снижает цену до минимума и предлагает товар самого низкого качества либо даже бракованный товар, чтобы больше заработать. Другие фирмы не могут настолько снизить цену, поскольку предлагают товар надлежащего качества, себестоимость которого выше. В результате побеждает фирма с самой низкой ценой и бракованным товаром. А для того, чтобы в момент приемки бракованного товара не возникло проблем представители поставщика и покупателя заранее договариваются об «откате».

Что значит «продвижение продукции»? Закупщик мог убеждать своих коллег в том, что эти изделия являются надлежащего качества по приемлемой цене. Также он вполне мог делиться откатом с заинтересованными лицами внутри организации. Покупая бракованный товар как качественный, предприятие терпит убыток: оно получает нужный для производства товар, а впоследствии вынуждено списывать в его брак. Интерес закупщика – в откате, интерес поставщика – он продает товар ненадлежащего качества выше рыночной цены. Мотивация стандартная: приватизация прибылей, национализация убытков. Предприятие принадлежит государству, оно не частное – соответственно, проблемы с браком лягут на деньги государства и налогоплательщиков. А работники получат себе дополнительные деньги в виде отката и будут жить припеваючи – все очень просто».

20 декабря: задержаны 7 человек, в том числе ИТ-бизнесмен и чиновники из ФСЗН и Нацбанка

Вчера, 20 декабря появилась аналогичная новость: КГБ заявил, что пересек «масштабные коррупционные схемы» между работниками компании «БелАВМ» во главе с гендиректором Дмитрием Рониным (по версии «Ежедневника» он занимает 130 место в рейтинге самых влиятельных бизнесменов Беларуси) и представителями госорганов: ФСЗН, «ЕРИП» и Нацбанка. Компания СЗАО «БелАВМ» существует более 20 лет, является одним из лидеров белорусского рынка компаний системных интеграторов и партнером более десяти ведущих ИТ-компаний. Большую часть еее оборота составляют госзаказы.

15 декабря при получении взятки в размере $20 000 от Ронина с поличным задержана управляющая Фонда социальной защиты населения Людмила Бачило. Взятка передавалась за оказанное содействие в признании «БелАВМ» победителем аукциона по закупке оборудования для ФСЗН. В отношении Бачило возбуждено уголовное дело по статье 430 (получение взятки), в отношении Ронина — по статье 431 (дача взятки) уголовного кодекса.

Кроме того, КГБ задержал двух сотрудников «БелАВМ», в том числе заместителя гендиректора Николая Романовича – за соучастие в передаче взятки управляющей ФСЗН.

Как оказалось, Романович — православный меценат и верующий «дачник» из Минска, который строил церковь на берегу озера Болдук.

Это территория национального парка «Нарочанский» и гидрологического заказника «Швакшты», где строительство запрещено. Ситуация вызвала протест местных жителей (в ближайшей деревне живут только католики) и представителей общественности. Ведь строительство храма и лагеря вокруг него разрушало заповедность уникальных мест.

Также арестован начальник управления информатизации ФСЗН Виталий Старовойтов – он был ответственен за подготовку конкурсных документов на закупку вычислительной техники и за свою «помощь» получил взятку в $4000. По сведениям КГБ, они втроем разработали «нужное» техническое задание, которое позволило «БелАВМ» победить в аукционе.

Кроме чиновников из ФСЗН и руководителей «БелАВМ» за коррупцию задержаны председатель правления «ЕРИП» Олег Веремейчик. В июле 2016 года он получил от Ронина $9000, а в ноябре — 6400 евро за то, что помог провести «договорной» тендер на поставку оборудования на сумму около 28 млрд неденоминированных рублей. Также от «БелАВМ» получали взятки чиновники из Нацбанка: начальник главного управления валютно-финансового мониторинга Анатолий Мороз и его заместитель Екатерина Павловская. Мороз трижды брал деньги (общая сумма – не менее $13 000) за то, что «БелАВМ» был выбран поставщиком оборудования, а также был посредником при даче взятки Павловской.

На всех задержанных возбуждены уголовные дела, и сейчас они находятся под стражей.

Схемы комментирует руководитель «Кошт урада» Владимир Ковалкин:

«Произошла типичная для Беларуси ситуация, когда закупщик и поставщик договариваются о сделке. Чтобы снизить конкуренцию, заказчик создает узкую спецификацию, под которую могут пройти продукты только определенного поставщика. В данном случае мы говорим о ФСЗН как о заказчике, который закупает технику, и про «БелАВМ» как поставщика, который имеет эксклюзивные права на ее поставку. Чаще всего, чтобы имитировать конкуренцию и чтобы закупка состоялась, в тендер или аукцион заказчик добавляет подконтрольную фирму, которая выступает статистом и ставит цену выше.

Как итог – побеждает нужная фирма. Кстати, ровно по такой же схеме проходила нашумевшая закупка валидаторов.

Судя по ситуации, сотрудники КГБ знали об этой сделке, следили за ней и, скорее всего, с ними сотрудничал кто-то из организации-поставщика (например, кто раньше уличался в сомнительной сделке). Возможно, взамен ему обещали уменьшить срок или заменить на условный за то, что помогает словить «крупную рыбу».

Почему сейчас так много задерживают? Возможно, в этом есть и политический мотив. Высшее руководство пытается так объяснить руководителям госорганов и предприятий: времена, когда в бюджете было много денег, прошли, и нужно поумерить свои аппетиты в плане коррупции. Скорее всего, на все эти задержания давал санкции президент, потому что должностные лица такого высокого уровня без его ведома вряд ли могут быть арестованы».

Топ-8 задержанных чиновников и руководителей

• Заместитель генерального директора «МТЗ» Нина Примшиц
• Управляющая ФСЗН Людмила Бачило
• Гендиректор компании «БелАВМ» Дмитрий Ронин
• Заместитель гендиректора «БелАВМ» Николай Романович
• Начальник управления информатизации ФСЗН Виталий Старовойтов
• Председатель правления «ЕРИП» Олег Веремейчик
• Начальник главного управления валютно-финансового мониторинга Нацбанка Анатолий Мороз
• Заместитель Анатолия Мороза Екатерина Павловская

Однако это не все задержанные за эти два дня – в общей сложности их было минимум 15 человек (не по всем делам КГБ назвала точное количество участников).

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Не дают снимать движуху на камеру? Снимите на телефон». Канал «Белсат» должен радикально измениться

Деньги • Александр Володарский

«Вчера я включил одновременно три телеканала: hromadske TV, «Дождь» и «Белсат». В последнем случае увидел непрофессиональный канал. Наивный, верящий, что сам факт позиции, альтернативной госканалам, предоставляет народную поддержку», – пишет Александр Володарский, и тут же предлагает пути выхода из кризиса масс-медиа. Главное, чтобы руководство «Белсата», от финансирования которого отказываются поляки, захотело управлять по-новому.