Кого заставят стать СМИ

Мнение • Павлюк Быковский
Павлюк Быковский, журналист газеты «Белорусы и рынок» побывал на пленарном заседании сессии Палаты представителей, где принимался законопроект о СМИ и рассказал, чем все это грозит редакции KYKY.

Что такое незаконный контент

Суть закона в том, что с 1 января 2015 года Министерство информации будет иметь право удалить ваш незаконный контент, к которому относятся пропаганда войны, насилия, а также все, что подрывает национальную безопасность Републики Беларусь. Кроме того, к незаконному контенту можно смело отнести обсценную лексику. Хотя по уголовному кодексу интернет всегда был общественным местом: можно было и раньше привлекать. Теперь же любому электронному СМИ может прийти предписание (звонок, письмо на почту или телеграмма), на которое нужно будет быстро отреагировать. Если публикация не будет удалена в течение суток, тогда средство массовой информации может быть блокировано. Это касается не только тех, кто находится в доменной зоне by, это касается абсолютно всех интернет-журналов.

Есть ли такая же норма в других странах

В целом практика не очень распространена. Во-первых, не во всех странах есть Министерство информации. Во-вторых, в большинстве стран-членов ОБСЕ (а в Евросоюзе абсолютно во всех) нет регистрации СМИ. Есть уведомительный принцип, что, мол, мы СМИ. У нас тоже не будет регистрации, то есть все дело будет похоже на то, что происходит в европейских странах. Кроме того, в наших законах предусмотрена интересная ситуация с опровержением. Оно должно появиться на следующий день, а тот контент, который опровергают, должен удаляться. Я помню замечательную практику начала 90-х, когда я работал в газете «Свобода» у Игоря Герменчука, и когда нас требовали опровергнуть данные о том, что имярек — владелец заводов, газет, пароходов, Герменчук писал: «В соответствие с решением суда такие сведения — и полное перечисление, что про этого имярек известно — не соответствуют действительности». Получалось, что люди обращали внимание на публикацию, и в общем это было законно, хотя имяреку, который требовал опровержения через суд, это страшно не нравилось.

Что еще хорошего в поправках к закону о СМИ

Некоторые редакторы электронных СМИ испугались, что на них распространятся те же нормы, что на редакторов печатных СМИ, то есть редактором может быть тот, кто уже был редактором, плюс годы опыта — ничего это не будет, поскольку интернет СМИ не регистрируется как СМИ. Что же будет? Будет возможность получить предписание и блокировку в случае его невыполнения. Кроме того, возможно, журналистов интернет СМИ станут официально аккредитовывать. Я не знаю, как это будет работать, потому что в Беларуси до сих пор непонятно, кого отнести с СМИ. Допустим, news.tut.by — это СМИ, но можно ли отнести к СМИ afisha.tut.by? Все это очень сложно, а поскольку обязательной регистрации до сих пор нет, наверное, никто не будет запариваться по этому поводу. Как будет работать право аккредитации, я не представляю, потому что у нас до сих пор есть ряд региональных СМИ, которые не могут аккредитоваться в ту же Палату представителей или попасть к местным исполнительным органам власти. Думаю, KYKY нужно аккредитоваться в органы власти и понять, как и что теперь работает.

Являются ли комментарии контентом

Однозначно комментариии к контенту относятся. Но госпожа Лилия Ананич (министр информации РБ прим. ред.) сказала, что есть еще определение, что является прямым эфиром, а что нет. СМИ должны будут своевременно реагировать на сообщение о том, что у них на сайте замечен незаконный контент и его незамедлительно удалять. Если же говорить о премодерации, то она снижает активность пользователей, а постмодерация стоит дорого. Если отказаться от комментариев вовсе, уменьшится траффик. Есть одно СМИ, не хочу его называть, где прописана специальная программа-фильтр, которая удаляет, скажем, все комментарии со словом «лука». В результате кулинарный рецепт с формулировкой «возьмите столько-то лука», тоже не публикуется — вот такой компромиссный варся траффик. Другие ресурсы, чтобы избежать проблем, делают удаление комментариев через сутки после публикации статьи — они просто обнуляются. В частности, так было на «Ленте», да и много где. Если робот вам удаляет комменты, то все, вас не за что наказывать.

Раньше в СМИ могли позвонить и попросить снять материал. Что изменится?

Да, но это не делало Министерство информации. У него не было таких полномочий. Соответственно, предупреждения могло делать Минсвязи по указу № 60, или Оперативно-аналитический центр при Президенте. Тогда возникает вопрос: люди жаловались на СМИ в Министерство информации, оно передавало эти сведения в Минсвязи на реагирование. Получались лишние действия, а сейчас действие будет прямое. Это не меняет реальность в стране, разве что все будет происходить чуть быстрее, и Мининформации будет заниматься этим официально, тогда как раньше оно занималось на общественных началах. Вообще, сам инструмент существовал и раньше, а потому вряд ли в жизни СМИ Беларуси что-то изменится. Просто все информационные ресурсы в интернете признали СМИ.

Что такое доля иностранного капитала

Еще один важный момент законопроекта: с 30 до 20% уменьшена доля иностранного учредителя в СМИ. На интернет СМИ это опять таки не распространяется. Я прямо в лоб спросил об этом у Лилии Ананич (министр информации РБ прим. ред.), она сказала: «Нет». Если, допустим, к нам пришли РИА новости, и решили отрыть представительство «Спутник», то сайт они могут делать сколько угодно. Естественно, он будет подчиняться Министеству информации, которое может дать предписание убрать незаконный контент. Но если они хотят открыть еще и радиостанцию, то регистрация будет проходить в два этапа: зарегистрировать субъект хозяйствования в Беларуси, у которого будет 80% белорусских учредителей, потом свидетельство о регистрации СМИ, а если брать вещающее электронное СМИ, то нужно еще получить частоту. Дадут им частоту или нет — это другая история, плюс возникнет вопрос, кто же будет белорусским учредителем такого СМИ. Но это не проблема существующих СМИ, это будет проблемой новых. Еще когда в 2008 году принимался закон о СМИ, он ограничивал долю иностранцев в 30%. Тогда закон обратной силы не имел: то есть на тех, кто уже был зарегистрирован, он не распространялся. Сейчас будет точно так же.

Есть ли угроза личным профайлам в фейсбуке

Я думаю, если фейсбук будет публиковать то, что в Беларуси называют незаконным контентом, то неважно, кто это писал. Если блогер будет отказываться это удалять, то встанет вопрос о блокировании странички. У нас уже были прецеденты с блокированием лайфджорнала Евгения Липковича, причем, не всего жж, а именно его блога. Думаю, будет та ж практика.

Что будет с реестром СМИ

Согласно закону вводится госреестр распространителей печатных СМИ и госреестр электронных СМИ. Это новость. Раньше госреестр распространителей касался только книжных магазинов. Министерство информации курировало эту область, утверждая ассортиментный перечень. Благодаря ассортиментным перечням можно оказывать влияние на хозяйствующий субъект, как с торговыми сетями, где должно быть пять белорусских телевизоров, но был только один — за это можно будет заблокировать СМИ на три месяца, или что-то еще. С точки зрения паранойи я думаю, что власти могут утверждать перечень для распространителей печатных СМИ. У нас их распространяет Белсоюзпечать и Белпошта — это самые крупные. 90% региональных СМИ сами себя продают и делают подписку в редакции, им для этого не требуется лицензия, но плюс к этому есть бабушки, дедушки и активные молодые люди, которые продают газеты в электричках. Как я понимаю, если местные региональные газеты войдут в перечень, то бабушки тоже должны будут каким-то образом регистрироваться как распространители. Сразу можно представить себе ситуацию, когда распространитель «Народной воли» должен будет распространять и другие газеты, нужные государству. Это моя параноидальная думка, но теоретически это возможно.

Сейчас за законопроект будут голосовать на уровне Совета Республики, в пятницу 19-го декабря будет заключительное заседание обеих Палат, после закон подпишет Президент, и с 1 января поправки будут внесены в действие закона о СМИ.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Казаць пра Марціновіча ўвогуле не варта, ад яго дзяўчыны проста ніякавеюць»

Мнение • Вольга Гарапучык

Журналістка «Нашай Нівы» зрабіла прыкметны артыкул «Як мужчыну апрануцца прыгожа (на прыкладзе вядомых беларускiх дзеячоў). Артыкул уяўляе з сабе спробу свецкай хронікі. Як водзіцца ў Мінску, героі артыкула пакрыўдзіліся, і артыкул быў зняты. Вольга Гарапучык расказала KYKY, чаму публічныя асобы цураюцца крытыкі.