Альтернативный педсовет. Что не так с реформами школьного образования

Боль • Анна Грановская
В Беларуси только и разговоров что о Педсовете, который случился на прошлой неделе. Когда обсуждение школьных реформ сводится к цитатам «Боже мой, кому страну оставить? Корову от козы отличить не могут», учителя и родители школьников впадают в депрессию. Издатель «Полосатой газеты» Анна Грановская по пунктам объясняет, что не так с решениями Педсовета.

Мне всё больше кажется, что нашему обществу отчаянно не хватает людей с моралью и совестью. Недавний Республиканский педсовет убедил меня в этой мысли. И поскольку на мероприятие были приглашены, видимо, только «правильные» педагоги, околопедагогические кадры, а ещё лидеры трёх силовых структур, мы с моими коллегами, простыми смертными учителями, провели свой собственный педсовет. И вот что мы обсуждали.

1. Какие новшества узаконены в Кодексе об образовании?

Где они обнародованы? Людям не нужно вычитывать все 474 страницы Документа, достаточно увидеть выделенные другим шрифтом, цветом изменения. Вы серьёзно считаете, что рядовой родитель, не юрист, сядет и будет читать почти 500 страниц старой редакции закона, а потом 500 страниц новой редакции, делать пометки на полях и ясно понимать – вот они, изменения?

В стране, где уважают родителей и их право на своевременную осведомленность в изменениях законов, которые напрямую касаются будущего их детей, должны были сделать так: задействовать СМИ, ведущие порталы и кратко опубликовать было-стало. Всё.

HTML

Весной этого года было инициировано Общественное обсуждение на внесение изменений в главный закон об образовании – в Кодекс. По моим ощущениям нововведения были неоднозначны: наполняемость классов свыше 30 человек, разрешение идти в первый класс с пяти лет, запрет на ознакомление родителей с учебной программой (= посещение уроков) и т.д. Были ТВ передачи, ток-шоу, публикации в СМИ. Лично я как родитель пыталась внести свои предложения через сайт Минобразования. Но, увы, схема была не проработана, и вносить предложения цивилизованным путём (в электронном письме, сидя дома в удобное для меня время) было невозможно. Из контактов предложен один единственный адрес, общий по всем вопросам. Я написала. Но ни технического письма вроде «ваше письмо получено, спасибо», ни живого ответа не последовало. То есть сегодня, за неделю до начала учебного года ни один учитель из моего окружения не знает, что узаконили в этом Кодексе.

2. Новые учебники и программы

Учителя-практики их ещё не видели. Дети по ним ещё не обучались. Какие это учебники – вывод сделают те, кто проучится по ним этот год. Учебники не хорошие и плохие – они новые, не апробированные. Так где научно-методическое подтверждение о том, что данные учебники могут быть выпущены в массовом порядке? За лето на скорую руку переделать, напечатать и нарисовать более 30 учебников? Почему их не сделали для нескольких школ, чтобы за год протестировать, внести коррективы и только тогда запускать на всю страну?

Создание учебников – очень серьёзный труд. Потому что одна тема в начальной школе тянет за собой темы в средней и старшей школе. Цепочка продолжается в институтах. За несколько месяцев просто физически невозможно хорошо отстроить эти цепочки, чтобы были они логичны и поступательны. Поэтому программы-скороспелки настораживают.

HTML

Из личного: словарные слова, которые нужно выучить, в начальной школе претерпевают изменения. С чем это связано, я так и не поняла. Можно логически предположить, что всё подчиняется принципу частотности: чем чаще встречаем, тем больше нуждаемся в том, чтобы его правильно писали. Так вот совсем недавно из словарных слов убрали «медведь, машина» (наверное, эти слова неинтересны детскому лексикону), зато ввели «юность, государство, грамота».

3. Инклюзия в образовании

То есть возможность для детей с ограниченными возможностями влиться в процесс обучения. Инклюзия как бы есть на бумагах, а на деле – лифты и пандусы в школах практически отсутствуют. Я дружу с семьями, которые воспитывают особенных детей. И я вижу, что подтвердить ребёнку индивидуальный план обучения – сродни битве за миллион долларов.

HTML

Почему желание родителей, которые знают своих детей лучше, чем чиновник из кабинета, игнорируются и не ставятся во главу принятия решений? РОНО и директора школ, пожалуйста, проявите человечность, не стройте препоны родителям, которые хотят сделать своих детей равноправными членами общества. Эти родители заслуживают нашей поддержки.

3.1. Учебники для детей с особенностями в развитии

А вы знаете, что у нас, в центре Европы, слепые детки вручную переписывают, как древние монахи, тексты, которые нужно выучить? Они учат стихи, физику, химию, другие предметы на слух! Потому что учебников, написанных языком Брайля, катастрофически не хватает.

Слепой ребёнок вынужден слушать аудиозаписи или ждать, пока родители прочитают, а потом сидеть и циркулем выбивать на картоне, фольге этот текст. И как вы понимаете, получается это не быстро. Несколько часов уходит на один предмет.
И у нас около ста таких детей. Всего!

HTML

Если деньги на парады для бюджета Беларуси со слов чиновников «это мизер», то почему слепым детям не изготовят учебники? Почитайте материал журнала «Имена» – «Мой сын переписывает книги вручную, как монах в Средневековье!» Почему в Беларуси незрячие школьники не обеспечены всеми учебниками».

4. Закрытие деревенских школ

Снятие рейсовых автобусов: ни на работу учителям толком не доехать, ни детям с уроков вернуться. Про кружки и секции вообще нужно забыть? Деревни вымирают. Детей всё меньше. Именно поэтому в деревенских школах классы, как в частных заведениях: по 2-10 учеников. С одной стороны, родители довольны, каждый урок детей опрашивают, а с другой стороны - государству невыгодно.

Но школа – это не фабрика или завод, она не может быть выгодной и рентабельной. Дети ничего не производят, образовательный процесс – это закладка будущего страны. И эта закладка должна быть качественной.

В Браславском районе, в деревне Урбаны, в этом году закрыли 115-летнюю школу с прекрасным ремонтом, с чудесным педсоставом, с высоким баллом поступлений детей в ВУЗы. Со своим приусадебным хозяйством, на котором дети выращивали для себя овощи и фрукты.

Просто кто-то решил, что семь школ в районе, в которых чуть больше 200 детей, государству невыгодно содержать. Зато детей нужно будет собирать по деревням, платить водителям, содержать автобусный парк. А ещё автобусы часто ломаются, особенно зимой. Родители из агрогородка Козияты сообщили, что им придётся выводить детей на остановку в 7 утра, а поднимать – в шесть. Потому что автобус уже в 7.30 должен привезти детей в школу. А уроки начнутся в 9 утра – как вам? Чиновники, пересмотрите расписание автобусов или откройте малокомплектные школы!

HTML

5. Сокращение школьных перемен

Будем говорить прямо: инициатива начинать работу с 9 утра должна была рассматриваться в каждой школе индивидуально. Почему опросы «потерпевшей» стороны, то есть родителей, прошли только в нескольких школах всей Республики? Понимаете, все нововведения должны иметь хорошую аргументированную базу, с выкладкой научных данных, но есть что-то незыблемое. Например, питаться на ходу – плохо, особенно для детских желудков. Были установлены нормативы, измерены (наверное, я надеюсь) и запротоколированы данные: как лучше и почему. И вдруг перемена для приёма пищи сокращена. И всё тоже по нормативам. Только новым.

HTML

У детей выросли другие желудки? Другая продолжительность выделения слюны?
15 минут перемена для принятия пищи. Она же – для туалета, она же – подготовиться к следующему уроку (а если физкультура, то вообще караул). И 15 минут перерыв между сменами – чтобы проветрить и убрать. Кстати, вы знаете, что во многих школах не проветривают кабинеты, потому что фрамуги старые, и их просто боятся открывать?

6. Школьная форма

Идея хорошая. Но форма – с большим процентом синтетики, часто колючая, и адски дорогая. Давайте думать, как коррелировать эти величины.

HTML

7. Шестой школьный день

В воспитании ребёнка приоритет должен оставаться у семьи. Не надо отбирать это право, родители порой и так предпочитают самоустраняться. А в нормальных семьях в субботу свои мероприятия и планы. Нужны консультации? Сделайте личные кабинеты на сайтах школ, пусть родители запишутся, сообщат тему и согласуют время. Нет заявок? Суббота свободна.

Нужно по максимуму использовать ресурсы помещений школы? Сдайте кабинеты ремесленникам и кружковцам – людям, горящим своим делом. Часть оплаты, которая бы пошла на зарплату учителю за шестой день, пусть идёт кружковцам. Даже если грандиозное мероприятие, то одну субботу учитель выделит. Но кому нужны все четыре субботы танцы с бубном? А свою семью — когда учителю смотреть? А готовиться к урокам — когда? Проверить тетради, написать планы?

HTML

8. Зарплата

Учитель начальной школы с высшей категорией получает 450 рублей. Плюс премии и надбавки. Например, 38 рублей за стаж. Даже комментировать нечего.

9. Снятие с уроков детей для массовок на спортивных мероприятиях

Никто в итоге не взял на себя ответственность за эти распоряжения. Я лично проверяла: от учителя пошла к завучу, от них позвонила в Управление образования, оттуда – в Минобразования. Никто не признался – все кивали друг на друга со словами «ну-вы-же-понимаете». Не понимаю.

И самый важный вопрос, который нас, простых учителей и родителей, волновал больше всего: почему в 2017 году такое глобальное мероприятие не велось в режиме онлайн?

Автор текста, Анна Грановская, является главным редактором «Полосатой газеты»

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Ничего спиртного. Зачем беларусы бросают пить на #30дней

Боль • Мария Войтович

Жить в Беларуси и не выпивать непросто. Одни оправдывают свою тягу к повышению градуса неустроенностью в жизни. Других в бар приводит как раз постоянная нервная гонка за успехом. В результате – статистика: страна уже несколько лет занимает лидирующие позиции по употреблению алкоголя на душу населения во всем мире. Иногда мы беремся за ум и бросаем пить, трубя на весь интернет «Я #30днейбезалкоголя!», но через какое-то время челендж заканчивается – и рука снова тянется к бокалу. KYKY спросил у практикующих такие челленджи людей, зачем им это надо, и есть ли от временного табу хоть какой-нибудь толк.