«Это цирк, а не ЦИК». Беларусов не допустили считать голоса на выборах – теперь они выражают гнев в соцсетях

Боль • редакция KYKY

Несколько дней назад в Беларуси закончися набор людей в избирательные комиссии. Из 2000 человек, которые подались в избиркомы сами, конкурс прошли всего 12. 7 из них – не в Беларуси. Только 5 «самовыдвиженцев» смогли пробиться в местные избирательные участки. Мы не знаем, кто эти люди, – но видим огромное количество постов с тегом #такихнеберутвизбирком от тех, кому отказали в праве считать голоса на выборах.

Не взяли, хотя участвовала в конкурсе «100 идей для Беларуси». Копирайтер Наталья Ковалёва

«Я подавала документы на участок №22 Партизанского района. Если конкретнее – это водоканал на Пулихова. И в итоговый состав комиссии прошли сплошные сотрудники «Минскводоканала» – исполнительные, социально ответственные, с опытом работы в избирательных комиссиях. Я же просто собрала подписи, составила биографическую справку, где, кажется, даже вспомнила позорный момент – участие в конкурсе «100 идей для Беларуси». Всё мимо. Мою справку не зачитали, а после единодушно проголосовали «против». Как в душу нагадили. <...> В тот же день кто-то нагадил в водоканал. Считаю, после этих событий часть предприятия должна уйти в «отпуск» по соглашению сторон, а с ними и вся избирательная комиссия участка №22».

Не взяли, хотя преподавал в БГУ. Айтишник Андрей Томин

«Я работаю в IT больше восьми лет. Имею высшее образование МГЭУ им А. Д. Сахарова, а также закончил Магистратуру Университета Brunel в Лондоне. Свою профессиональную карьеру начинал в сфере возобновляемой энергетики, консультировал некоммерческие организации, преподавал в БГУ на экономическом факультете. <...> Женат, воспитываю двух сыновей. <...> Мое заявление на вступление в УИК было отклонено, потому что #такихнеберутвизбирком. В комиссию по моему участку вошли представители от нескольких общественных организаций. <...> 8 из 11 членов комиссии оказались работниками детского сада и школы, также среди них есть председатель местного товарищества. Выводы делайте сами. Следующий шаг – буду подаваться в наблюдатели».

Не взяли медалистку республиканских олимпиад. Людмила Логиновская

«Это моя дочь Маша, студентка второго курса механико-математического факультета БГУ. Она поступила на бюджет без единого репетитора. В 2018-м окончила Гимназию №5 с серебряной медалью. <...> В 2017-м стала лауреатом 3-его этапа Республиканской олимпиады по математике. Уже второй год подряд она не только успешно учится в университете, но и подрабатывает в своей гимназии педагогом – готовит детей к олимпиадам. 21 июня она подала свою кандидатуру в члены избирательной комиссии. 24 июня мы узнали, что ее кандидатура была отклонена, потому что #мычестныелюди. И потому что «выбирали» только тех, у кого был «опыт работы» в УИК». 

Не взяли, хотя осознанно остался жить в этой стране. Айтишник Артем

«Я – Артем, мне 29 лет. Последние семь лет работаю разработчиком, сейчас – в ранге сеньора. Четыре раза ездил в командировки в Сан-Франциско, США. Я много путешествую, но уже успел осознать, что хочу продолжать жить здесь. Меня не «избрали» в члены избирательной комиссии, потому что #такихнеберутвизбирком. 

В стране идет холодная гражданская война. С нами – правда, взаимоуважение, солидарность и интернет, а с ними – лицемерие, ложь, подхалимство и декорации на ТВ. Бой неравный: кадровый резерв и его окружение ведут себя по-хозяйски. Другая сторона заслуживает нашего всеобщего порицания. Порицание отобранным членам избиркома, которые в очередной раз пойдут против совести и закона. Порицание пропагандистам. Порицание сотрудникам, выполняющим преступные приказы. Порицание приспособленцам, крепко вцепившихся в свои гнилые места». 

Не взяли, хотя работает в школе. Учитель Галина Бессонова

«Подавая заявление в состав УИК, я была почти уверена, что у меня есть шанс пройти туда. Потому что я работаю в школе, потому что я – председатель профкома первичной профсоюзной организации. А всем известно, что именно благодаря партии учителей «Белая Русь» и профсоюзу наш действующий президент набрал якобы два миллиона подписантов. <...> Но с каждым днем моя уверенность исчезала, она совсем закончилась после просмотра стрима заседания Фрунзенской администрации. Поэтому, услышав фразу «не имеет опыта работы в избирательной комиссии», не удивилась. <...> 

Я хочу защитить наших учителей. Не верьте тому, что школы не хотят честных выборов и равнодушно смотрят на все происходящее. Да, имеют место случаи, когда директора предлагали (а может, и вынуждали) поставить «нужную» подпись, но в нашей школе не было ни давления, ни угроз. Я не стояла на пикетах, но собрала более 70 подписей за Бабарико, и, в основном, от учителей. И мне обидно, когда думают, что школы – за действующую систему и власть».

Не взяли, потому учителя заняли все вакантные места. Яна Воробьева

«Меня не взяли считать подписи, как и еще 2000 честных людей по всей стране. Диплом, опыт работы, рекомендательное письма, организация городских мероприятий – ничего не помогло. Это большая и страшная игра, где каждый счетовод либо подкуплен, либо заставлен. К сожалению, 95% – это учителя. <...> Сейчас я собираю документы своей пригодности для общества и изучаю гражданский кодекс. Постараюсь доказать суду и так очевидные вещи: все члены УИК – сотрудники одной школы, которые стопкой подали заявления на участие. И исключительно по их числу и было сформировано допустимое количество счетоводов на участке». 

Не взяли – видимо, «подозрительно честно плачу налоги». Директор по маркетингу Лена Живоглод

«И таких как я тоже не берут в избирком! Везде берут, а в избирком – нет. Управление средним бизнесом мне доверяют, а считать голоса на предстоящих выборах – не доверили. А ведь я умею не только считать, я же коммуникабельная, рассудительная, могу быть и немногословной, когда надо. Может, и дерзкая, но эмпатичная, опыт управления и работы в командах большой. <...>

Может, потому что я теперь индивидуальный предприниматель и подозрительно честно плачу налоги? Или потому что помогаю развивать нужные нашей стране сервисы? Или потому что я бесплатно помогаю НКО-сектору Беларуси? Ну нет, конечно, не поэтому, никто даже не вникал в то, кто я и откуда! <...> Я не удивлена и не расстроена отказом <...> Уже собрала подписи для заявления на подачу в качестве наблюдателя. И вас призываю к тому же!»

Не взяли, потому что биографические данные не содержат нужных сведений. Мария Дунаева

«Какая была светлая, по-юношески наивная и импульсивная идея попасть в избирательную комиссию. Ну как будто в правовом государстве живешь. В комиссию я, конечно же, не попала. Причина звучала так: «Биографические данные не содержат сведений о деловых и личностных качествах кандидата». При этом в пакете документов содержалась характеристика с места работы и полная автобиография. 

Тем не менее, по Октябрьскому району, куда я подавала свое заявление, в 29 из 56 комиссий присутствуют члены «от граждан путем подачи заявления». Поинтересуемся у гугла, что это за люди: сотрудники Белорусского профсоюза работников, образования и науки; Члены Республиканской партии, которые ранее состояли в комиссиях по выборам Депутатов; Педагоги, сотрудники БГПУ и Академии управления при президенте, колледжа Электроники, Университета культуры и искусств; Директор Центра социального обслуживания населения. Итого: «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». 

Не взяли, потому что «за» проголосовал всего один человек. Кристина Борисюк

«На заседании за меня проголосовал целый один человек! О, мой храбрый рыцарь! Я всё понимаю, конкуренция была чудовищной. Столько подалось людей с идеальными характеристиками: и с «высоким культурным уровнем и широким кругозором», и «правдивых, скромных и трудолюбивых». А на других участках так вообще: и с «активной гражданской позицией», и «принципиальных», и «морально устойчивых», и «беспристрастных», и «справедливых». Это я уже не говорю об «активных», «креативных» и «коммуникабельных». А тут ты со свиным рылом полезла в калашный ряд». 

Не взяли, потому что 12 из 13 человек уже считали выборы. Управляющий Satio Евгений Краснянский

«Два высших, огромный опыт управления, логик и аналитик, достоин консультировать крупнейшие компании Беларуси – но достойным считать голоса на выборах меня не сочли. <...> В комиссию приняли 13 человек, 12 из которых имеют опыт работы в УИК. Все они – сотрудники детских садов (7 заведующих и 3 зама). Такое вот невероятное совпадение». 

Не взяли без объяснения причины. Татьяна Паримская

«Цирк никуда не уезжал, клоуны на месте. Сегодня потратила несколько часов своего времени на отслеживание результатов по формированию комиссий на избирательные участки. За своих надежных кандидатов 9-10 участников из 11 голосовали «за», за выдвиженцев «со стороны» со всеми характеристиками и благодарностями – все с точностью до наоборот. Даже головы не поднимались, чтобы узнать, кто и что. Можно было сразу списками голосовать и не устраивать фарс. Странно, что люди забывают про уголовную ответственность, когда проводят фальсификации и подтасовки. Но я все-таки верю, что Вселенная работает правильно и за каждую подлость людям возвращается сполна». 

Не взяли, хотя «соответствую всем критериям». Руководитель коммерческих проектов в TUT.by Александр Демидович

«Выдвижение началось раньше установленного срока» – очень неоднозначная формулировка для отказа. Уж не знаю, чем не вышел. Вроде соответствую всем критериям, которые так ценны для участковой избирательной комиссии.

Пользуюсь авторитетом в своей сфере.<...> Обладаю аналитическим складом ума и деловой хваткой. <...> Социально активный. Участник и волонтер нескольких благотворительных проектов, проводимых по линии «Красного креста» и других общественных организаций. Проповедую здоровый образ жизни. <...> И уж я точно знал куда шел: внимательно изучил Избирательный кодекс и отлично знаю свои обязанности как члена комиссии.

А еще я #зачестныевыборы. Выборы, в которых голос каждого учтен верно. Выборы, в которых все сильные кандидаты не будут объявлены ворами, и не будут коротать предвыборную кампанию на нарах. Выборы, в которых нас не будут обязывать подписываться за какого-то кандидата под угрозой непродления контракта или лишения премии. Выборы, когда ОМОН не будет хватать людей, которые стояли за кофе или в очереди в магазин с национальной символикой, а сам я не буду бояться пройтись по городу в майке с вышиванкой».

Не взяли ни меня, ни маму, ни кого-либо из знакомых. Коммерческий директор Юлия Королева

«Предпринимательство, аспирантура, MBA, общественная деятельность, председательство в ГЭК, популяризация ЗОЖ и wellness – всё это, как оказалось, ничто в сравнении с ребятами из БРСМ и иже с ними. <...> Ни за меня, ни за маму, ни за кого из знакомых не проголосовали. В комиссии попали только представители подвластных структур. Мы не отчаиваемся и идём дальше: в наблюдатели, за референдум! Я хочу, чтобы мой сын жил в новой Беларуси. Ведь каждый наш гражданин достоин лучшей жизни». 

Не взяли, зато с особым артистизмом. Виктор Погорелов

«Спасибо, администрация Центрального района, за возможность увидеть представление под названием «Выборы в участковую избирательную комиссию». 
Большое спасибо Шибаевой Юлии Игоревне, начальнику отдела организационно-кадровой работы, которая сыграла роль сбежавшей от пришедших поддержать свои кандидатуры в УИК. Прекрасная игра, артистично и искренне!
Отдельно хочу отметить сценарий спектакля. Накал борьбы! 27 претендентов, 16 из которых выдвинуты гражданами, 10 – партиями и объединениями, и один от коллектива. <...> Кульминация просто непредсказуема – всех победили 11 учителей во главе с директором и замом, и два надсмотрщика от «Белой Руси» и БРСМ». 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Обливать беларусов грязью, но жить за их счёт». Как человек из ТВ прячет страх перед выборами

Боль • Мария Мелёхина

«Возможно, вместо того, чтобы публично вопрошать, кто становится в «ланцуг», разумнее было бы, как советовал Довлатов, каждый день спрашивать себя: «Не говно ли я?». Мария Мелёхина написала колонку о том, когда в Беларуси стали закручивать гайки в медиа, почему журналисты независимых изданий по закону и не журналисты вовсе, и к чему ведет раскол СМИ, который мы видим сейчас.