Как вы относитесь к мату. Опрос минчан с высшим образованием и без

Боль • Ольга Родионова
Коробит ли нас обсценная лексика? Допустимо ли употребление мата в повседневной жизни? Когда без крепкого словца никак не обойтись? KYKY расспросил минчан на улицах об их отношении к ненормативной лексике, после отправился за ответом к интеллектуалам: писателю Адаму Глобусу, политологу ВАдиму Можейко, поэтам Владимиру Максимкову и Андрею Хадановичу.

Пока KYKY c камерой ходил по улицам Минска, пришла крамольная мысль: за нежелание большинства рассказывать о своем отношении к герметичной лексике хочется трехэтажно обматерить беларусов, которые всего боятся и отмазываются своей якобы нефотогеничностью. А заглянешь к любому в соцсетях – 83 фотографии себя любимого, и это только за завтраком! Тем не менее, практически каждый опрошенный нами человек говорил о том, что мат – это, безусловно, плохо, но иногда уместно. Кто, уронив на ногу утюг, скажет: «Ах, какая неприятность». Или отметит текущую политическую и экономическую ситуацию в стране как «полный крах всех надежд», а не емким слово из шести букв, вторая «и» (фиаско, на самом деле, фиаско! – прим. KYKY). Правильно: никто!


После этого видео-признания было бы глупо не попросить комментариев у представителей богемы и работников умственного труда. Слово Вадиму Можейко, лектору Белорусского Коллегиума и эксперту «Либерального клуба».


Ведущий и поэт Владимир Максимков cчитает, что «аккуратное и редкое использование выдает человека интеллигентного и образованного».


Что вообще такое мат

19-летний студент объясняет, что «мат – это половые органы плюс табуированное обозначение сексуальных девиаций».


Бармен Александр считает, что слово «жопа» – не мат. Помните, это ещё Фаина Раневская подчеркивала?


Про корни обсценной лексики знает Наталья, продавец Комаровского рынка. По ее мнению, этому искусству славянского человека научили татары.


Без мата жить трудно, без него никак – говорят представители рабочих професссий. «Это мы впитали с кровью матери и с кровью отца». А сейчас, увы, материмся на заграничный манер, пренебрегая стародавними традициями. «Excusez-moi, надо работать!»


Человек, работающий руками на заводе, объяснил гендерные ньюансы направлений «в…» и «на…».


Люди, которые уважают мат

Главный бухгалтер Юлия открывает страшную тайну дебета и кредита: «Без мата никогда годовой баланс не сходится! И, да, я опасаюсь людей, которые не ругаются матом!»


Писатель Адам Глобус еще более экспрессивен. И объясняет филологическую разницу между белорусским и русским матом.


Блогер-борец Антон Мотолько использует мат принципиально в Facebook и Twitter. «Новости такие, что матерюсь», – говорит Антон.


Хозяйка маникюрни «Ноготки» Оксана Колтович хотела бы услышать, как ругаются матом чиновники, поскольку это, скорее всего, укажет на наличие у них чувства юмора.


Люди, которые ненавидят мат

Белорусский поэт и переводчик Андрей Хаданович ненавидит мат как связки в сложноподчиненном предложении.


Красивая, как сицилийская вдова, 28-летняя Марина, считает, что мат – это, в первую очередь, неуважение.


С ней солидарны продавцы Комаровского рынка, которым люди в гневе швыряют на прилавок деньги вместе с матюками.


Финансовый аналитик Вадим Иосуб признался, что мат его не просто коробит, а гораздо сильнее огорчает. И камера его очень огорчает, когда его спрашивают о чем-то, не связанном с профессиональной деятельностью:


Узнать всю правду и о мате, и как поступать при столкновении с ним, помог 13-летний Аким. Устами младенца, как известно, глаголет истина.


Апофеозом опросу о ненормативной лексике у жителей Минска стал спящий на скамеечке пьяненький мужчина средней потертости. Он сразу послал журналиста по всем известному адресу, а мы и GoPro достать-то не успели.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Как в Беларуси работает группа помощи родителям гомосексуалов

Боль • Тамара Колос

Беларусь – одна из гомофобных стран, где отношение к ЛГБТ порой граничит с жестокостью. «Казалось бы, должно быть наоборот: чем больше гомосексуальных мужчин, тем ниже конкуренция, и больше гетеросексуальных женщин достанется мужчинам», – считает Полина Линник, модератор группы взаимопомощи для родителей ЛГБТ-детей. В конце данного текста можно найти контакт группы, если актуально.