Ровесник белорусской власти: «Лучше просто барахтаться, не заглядывая вперед»

Боль • Алиса Петрова
10 июля 1994 года Александр Лукашенко выиграл выборы и стал президентом Беларуси. С тех пор прошло 22 года – выросло целое поколение, которое не знает, что такое «сменяемость власти». KYKY задал вопросы «за жизнь» с теми, кто родился в 1994 году.

Вопросы, которые мы задали ровесникам белорусской власти:

1. Чем ты занимаешься в жизни сейчас?
2. Как проводишь свободное время?
3. Какие СМИ читаешь?
4. Как относишься к тому, что в Беларуси 22 года не меняется власть?
5. Какие планы на будущее и связаны ли они с Беларусью?

Алексей Поверенный, выпускник БГУ, программист: «Многие кидаются такой фразой: «Нет альтернативы». В принципе, я с этим согласен»

На прошлой неделе я получил диплом и отгулял выпускной. Я учился на ФПМИ (факультет прикладной математики и информатики БГУ. – Прим. KYKY) пять лет. Работаю программистом уже год и планирую оставаться в этой сфере, хотя специальность у меня была – экономическая кибернетика, и на выходе из меня должен был получиться математик-экономист. Можно было пойти работать в банк – некоторые на третьем курсе так делали. Но в итоге все ушли в IТ – уровень зарплат не сравнить.

Два раза в неделю после работы мы собираемся друзьями поиграть в футбол. На выходных гуляем на Зыбицкой. Если я сижу дома, то смотрю сериалы. Два любимых – «Игра престолов» и «Шерлок». Сейчас, может быть, придется овертаймить – оставаться после работы, чтобы влиться в новый проект.

Алексей Поверенный

Читаю TUT.by и Onliner – в основном, перехожу на них из твиттера, это удобно. В последний год открыл для себя KYKY. Это не лесть – просто открыл пару статей и меня затянуло. Если есть какие-то внешние ссылки с этих порталов, перехожу по ним. Иногда РБК или «Новую газету» могу посмотреть.

Я более-менее представляю себе, что было в Беларуси с 1991 по 1994 годы. Этот момент в учебниках опускается, как будто новейшая история Беларуси начинается с 1994 года. Знаю, что в этот период был Верховный совет, и Кебич был его председателем, а президента, фактически, не было. Кебич, настолько я помню, проиграл президентские выборы во втором туре. Мне сложно сказать, какую роль в то время играл Шушкевич – знаю только, что он развалил Союз, то есть был в Беловежской пуще. Был один государственный язык – белорусский. Знаю, что в тот период у нас было много ядерного оружия, оставшегося от СССР, и шли переговоры о том, чтобы его вывезти. Мы согласились на это – с тех пор мы не ядерная держава.

Я считаю, что принцип сменяемости власти должен соблюдаться. Даже, если в стране все идет хорошо. И тем более, если нет. Иногда я вспоминаю советскую историю, и понимаю, что у нас не меняется власть даже дольше, чем правил Брежнев.

Многие кидаются такой фразой: «Нет альтернативы». В принципе, я с этим согласен. Например, если взять последние выборы. Кто там был: Лукашенко, Улахович, Короткевич и Гайдукевич. Гайдукевич – это человек, который участвует в президентских выборах с 2001 года (только в 2010 году не участвовал). Улахович – непонятно, откуда он взялся, и непонятно, как он набрал 100 тысяч подписей. Короткевич считалась оппозиционным кандидатом, хотя оппозиция не поддержала ее. За кого голосовать? Если ты, условно, придерживаешься оппозиционных взглядов, ты должен голосовать за Короткевич. Я, если честно, не представлял, что она может прийти и сделать что-то. У человека никакого опыта нет, откуда взялась – мне тоже не особо понятно. Вот и получается, что на последних выборах как таковой альтернативы не было. Откуда ей взяться? Все эти 22 года у нас в стране из политиков говорят только об одном человеке. Доступ к государственным каналам никому не дают из оппозиции. Откуда взяться альтернативе, если тебе не дают её слушать и, нигде не показывают? Замкнутый круг.

Станислав Шушкевич и Вячеслав Кебич. Фото: Дмитрий Донской, РИА «Новости»

В последний год у меня был проект, по которому я часто летал за границу. Во время этих поездок у меня были мысли, что я не против уехать из Беларуси. Плюс, льготы для ПВТ действуют до конца 2020 года – очень интересно, что будет после. Если их отменят, весь IT-сектор уедет из страны. Это если IT-сфера в принципе не лопнет до 2020 года. Сейчас она на пике, но понятно, что так не будет до бесконечности. Если у меня появится возможность уехать из Беларуси, я это сделаю. В Китай, может, и не поеду, но в любую европейскую страну – да. Тем более в США – это вообще, я считаю, счастливый билет. Но на голову он не свалится – для этого надо раздеваться и работать.

Юлия Ковалева, выпускница БГУ, IT event manager: «Мне кажется, что человек, который приходит в жизнь государства, привносит что-то новое – как и новый человек в моей жизни»

Я закончила университет в этом году и сейчас я работаю в должности IT event manager в Event Space – это площадка для IT-мероприятий. Мои обязанности – от поиска спикеров для конференции до заполнения сайта. Я попала туда случайно. У меня было плохое настроение, и мой друг-программист предложил мне сходить на кастинг. Я пришла – мне все понравилось. Тогда я работала в управленческом консалтинге – уволилась и пришла в IT. Сейчас не жалею об этом. Я общаюсь с интеллектуально развитыми людьми и стараюсь тянуться к их уровню. Техническая сфера мне не очень близка, но приходится разбираться, чтобы качественно делать свою работу.

Свободного времени у меня немного. Сейчас я занимаюсь английским языком и хожу на курсы «ИКРА», изучаю интерактивные коммуникации в рекламе. Многое из этих подходов можно адаптировать к работе. Это еще одна ветка моего развития.

Юлия Ковалёва

Я стараюсь выезжать из Беларуси, если есть возможность по времени. У меня нестандартный график: часто я работаю по выходным. За последнее время пару раз ездила в Вильнюс: это был «тур выходного дня», чтобы расслабиться и сменить обстановку. Планирую летом поехать отдохнуть – возможно, на Мальту, но это не окончательное решение.

Чаще всего я читаю новости на dev.by. Читаю хипстерские порталы типа Citydog, KYKY, Kaktutzhit – это помогает узнавать, что происходит в городе. Ещё я люблю ходить по новым заведениям, поэтому периодически смотрю инстаграм портала koko.by. Когда есть время, читаю статьи на Esquire. Как бы я ни любила держать в руках бумагу, из-за своего образа жизни я предпочитаю читать журнал в интернете – причем, чаще всего, со смартфона.

Важные события для истории страны, произошедшие в 1991-1994 годах – окончательный развал Советского Союза, образование нашего государства, принятие Конституции. И ключевой момент – произошли первые выборы, и мы пришли к тому, что имеем.

Государство – это своеобразный организм, и его можно сравнить с человеком. Я не могу долго заниматься одним и тем же, потому что это надоедает, я перестаю развиваться. Так же, мне кажется, и государство – если не меняется человек, который им управляет, происходит застой. Поэтому я негативно отношусь к тому, что власть не меняется. Мне кажется, что человек, который приходит в жизнь государства, привносит что-то новое – как и новый человек в моей жизни. Изменения произошли бы, и я уверена, что частично они были бы позитивными.

Подписание Беловежских соглашений

Я училась на бюджете, поэтому у меня сейчас распределение. Ближайшие два года я точно буду в Беларуси. Надеюсь за это время получить полезные навыки, опыт. Возможно, начну учить ещё один иностранный язык. Мне было бы интересно поработать в корпорациях, понять их культуру. Если бы появилась возможность, я хотела бы пожить в Германии. Мне нравится менталитет этих людей: они честные и порядочные. Хотя, мне кажется, люди в моем возрасте, скорее, стремятся уехать в страну, где можно тусоваться или просто заработать деньги. У меня, возможно, более консервативный и прагматичный взгляд на жизнь. Я хочу уехать туда, где мне будет комфортно, будет хороший достаток и будет уверенность. Возможно, я открою свою компанию в Беларуси.

Петр Маркелов, студент физфака БГУ: «Если бы был президент, который бы меня полностью удовлетворял, пускай бы власть не менялась»

Я учусь на физическом факультете БГУ, через два года получу диплом. Думаю, я уже получил от физфака, что хотел: умение критически мыслить, концентрировать свои мысли. Изучение физики и математики очень помогает развивать работу мозга.

У меня мало свободного времени. Была сессия, до этого сдавал курсовую, зачеты. Я в инициативной группе Алеся Логвинца – он выдвигается в парламент. Там нужно много работать: собирать подписи, развешивать баннеры. Сегодня мы готовили стойки для растяжки, потом я был на встрече «моладзевага руху» – мы обсуждали цели и миссии.

Пётр Маркелов

В 2013 году я вступил в движение «За Свабоду». Я хочу жить в Беларуси, и чтобы мне тут было комфортно: для этого нужно быть активным и что-то менять. Ещё я член организации Intermarium – мы занимаемся продвижением идеи Балто-Черноморского союза. Недавно организовывали День Европы и обсуждали перспективы и принципы интеграции, зачем это нужно.

Я читаю новости каждый день. Интересно, что происходит в Беларуси. Следил за референдумом в Британии, читаю про выборы в США. Раньше читал «Нашу Ніву», потом решил завязать: очень затягивает. Читаю «Свабоду» – она не такая желтая. Facebook ещё читаю.

Я мало знаю о периоде 1991-1994 годов. В учебниках написано, что было какое-то временное правительство, но никаких имен и конкретики. Я не изучал эту тему: она неактуальна сейчас, и у меня нет интереса к истории, честно говоря. Но говорят, что это было время свободной Беларуси. Я слышал, что была либерализация, были свободными СМИ, выборы и общество. И, наверное, кто-то интересовался политикой.

Выборы 1994, AP

Если бы был президент, который бы меня полностью удовлетворял, пускай бы власть не менялась. Но у нас, по-моему, ужасные законы – я плохо живу, не могу делать, что хочу. Например, я хочу, чтобы марихуана была легальной, а у нас даже за нахождение в общественном месте в состоянии наркотического опьянения можно получить срок. Университетское образование не позволяет найти рабочее место по специальности. Что касается медицинского обслуживания – мне повезло, что у меня родители врачи. И я этим пользуюсь. Я пытался как-то делать справку без их помощи – это ужасно. Много бюрократических проблем, которые мешают жизни. Ты не можешь открыть фирму, даже заказать товар из-за границы – все гайки закручены. А я так не могу.

Есть планы закончить университет – хочу получить диплом. Мне нравится жить сегодняшним днем. Можно представить жизнь, как будто плывешь по реке. Можно поставить себе цель и постоянно плыть к ней через камни, палки – тяжело, и не факт, что доплывешь. Поэтому лучше просто барахтаться локально, не заглядывая вперед. Мне кажется, так можно жить в удовольствие и чего-то достичь. Думаю, Беларусь станет демократическим государством, общество будет более свободным – это общемировой тренд.

Арсений Кугейко, выпускник БГЭУ: «Каждые выборы я хотел, чтобы что-то поменялось. Но в последнее время стало все равно»

Я родился в Солигорске. Закончил там школу, потом поступил в Минск и живу здесь. Пару недель назад уволился – работал креативным копирайтером в брендинговом агентстве. До этого был опыт работы маркетологом (как говорится, «на стороне клиента»). Сейчас учу английский язык.

Большую часть времени провожу со своей девушкой. Раз в две-три недели хожу в «Хулиган», иногда на велике катаюсь. Прохожу онлайн-курсы: например, сейчас на «Курсере» изучаю курс диджитал-маркетинга.

Арсений Кугейко

В 10-11 классе и на первом курсе я был оппозиционным активистом: пристально за всем следил, где-то участвовал. Большое внимание уделял «Свободе», «Хартии». Но после первого курса подустал от этого и забил. Бывает, смотрю экономические новости, а так вообще туда не лезу. Из изданий проглядываю KYKY, 34mag, Citydog, чтобы почитать о чем-то локальном. А так чаще российские профессиональные издания читаю, например, cossa.ru – про цифровой мир. Из англоязычных – Wired и The Next Web Social Media News.

По-моему, в период c 1991 по 1994 годы пришел на пост Александр Григорьевич. В девяносто каком-то году поменяли Конституцию. Честно, слабовато это все помню. Были другие символы – но на моей памяти их не было. Только помню, что были единички рублевые, и там было изображено что-то наподобие «Пагоні».

Когда я начинал взрослеть, был активистом. Не то, что меня это загоняло – скорее, был тренд бороться, быть в беларускоязычной культуре. Каждые выборы я хотел, чтобы что-то поменялось. Но последнее время стало все равно. Я свыкся с мыслью, что в эту страну долгое время ничего не поменяет. Теперь больше думаю о саморазвитии, как себя прокачать – в том числе, как профессионала. Если бы что-то поменялось, я был бы рад и, наверное, появилась бы мотивация вкладывать в это государство больше. Но, естественно, я считаю, что власть должна меняться. Каждый, мне кажется, может что-то хорошее привнести. А так всё на месте стоит.

Пятимиллионная купюра, которую выпустили в 1999 году

Несомненно, у меня есть планы. Либо ехать в ближайшие страны, чтобы работать и развиваться по специальности, стажироваться. Например, в Москву или в Питер. Либо ехать далеко, чтобы учиться – например, в Штаты. Я очень люблю Беларусь, но мне кажется, что нужно много времени, чтобы все поменять. Все так спешат сейчас, хотят что-то успеть… Не хочется это время просрать. Поэтому долгих планов на Беларусь нет.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Устал красть и скитаться. Хочу работать и нормально жить». История бездомного Саши и его кролика Буси

Боль • Ася Поплавская

Вы наверняка видели его – самого необычного бездомного в Минске. Он сидит на ступеньках в подземном переходе около ГУМа. Иногда выглядит очень плохо. Иногда – держит в руках телефон (ищет работу через интернет) и слушает музыку в наушниках. Когда прогоняет милиция, Александр – так зовут героя нашей статьи – идет в переход у торгового центра «Столица». Если гонят и оттуда – просит милостыню на ступеньках метро. Рядом с бомжом всегда сидит рыжий кролик Буся. Он совсем ручной: живёт в хозяйственной сумке с сеном и кушает морковку с блюдечка.