«Грозят увольнением». Беларусы рассказывают, как их «просят» ставить подписи за Лукашенко

Боль • Ирина Михно

Прямо сейчас в стране идет подготовка к президентским выборам: 15 кандидатов собирают подписи, чтобы попасть в следующий этап гонки. Для этого им нужно собрать как минимум 100 тысяч подписей. И один из кандидатов уже перевыполнил план: 25 мая стало известно, что инициативная группа Лукашенко за четыре дня собрала 200 тысяч подписей. О том, каким образом собирали эти подписи, начали анонимно рассказывать в телеграм-каналах. KYKY собрал эти сообщения и понял: в Беларуси метод кнута и принуждений перед выборами никуда не исчез.

Добровольно-принудительный сбор подписей особенно сильно коснулся сотрудников бюджетных организаций. Если верить анонимным сообщениям, руководители таких организаций обязывают своих сотрудников собрать определенное количество подписей. Иногда, по 300, например. 



Классический способ мотивации – запугивание. Многим из тех, кто откажется собирать или ставить подписи за Лукашенко, грозят увольнением. По крайне мере, так анонимно говорят сами беларусы. Например, работники Брестской областной детской больницы, где трудится немало пенсионеров, – и они согласились подписаться за Лукашенко.

Появились сообщения и про угрозы потерей работы – такие поступают в заславской школе. Однако учителя говорят, там есть и островок демократии: поставить подпись нужно именно за Лукашенко, но голосовать можно за кого угодно. 

Если верить сообщениям в телеграм-каналах, многих бюджетников просто ставят перед фактом, говорят: «Принесите свой паспорт и оставьте голос за Лукашенко». Так, например,  «собирают» подписи в детских садах. 

Есть и более «креативные» организации. Например, сотрудники школы-интерната рассказали, что 26 мая их позвали на срочное совещание, куда обязательно нужно прийти всем и с паспортом. Как раз во время того, когда идет сбор подписей за кандидатов в президенты – интересно, что же предложат массово сделать на таком сборе сотрудникам?

В других организациях под сбор подписей выделили целые кабинеты. Например, работники Минского завода гражданской авиации #407 говорят, что им нужно просто зайти в отдел кадров и расписаться – бланки с их данными уже распечатали. Но на этом заводе методы из 90-х не используют и увольнениями не пугают, поэтому, по словам работников, многие отказываются ставить подписи. Вопрос, не появятся ли они в этих бланках, остается открытым. 
 

В школе Лиозно, по словам учителей, пошли дальше – организовали сбор подписей за Лукашенко в кабинете директора. Видимо, чтобы начальство авторитетом мотивировало не дрогнуть пером над бланком. 

В Минске ситуация еще интереснее. Учителя школы #51 прислали скриншот сообщения, где их просят внести в бланк паспортные данные родителей учеников. Где из взять? Из платных договоров. Можно лишь гадать, сколько родителей подписались за Лукашенко, сами того не зная. 

В других школах страны решили действовать не так радикально. Устроили сбор подписей на входе – родители рассказывают, как у них спрашивают, не взяли ли они с собой паспорта, когда детей в школу решили отвести. 

Есть среди бюджетников и инициативные энтузиасты. В телеграм-каналы прислали скриншоты из чатов разных организаций, где сотрудники рассказывают о чести, которая им выпала, – собрать 90 подписей за Лукашенко. Расскажите таким, пожалуйста, что плана по подписям не существует. 

По традиции ни одни беларуские выборы не проходят мимо студентов. Так в общежитии Белорусской государственной академии связи уже начали добровольно-принудительно собирать подписи за Лукашенко. Что интересно, на этот раз, по словам студентов, мотивируют не койко-местом на следующий учебный год, а возможностью самим ходить и собирать подписи по домам.

Хотя есть и классика жанра: в Полоцке студентам говорят, мол, либо подпись, либо проблемы. 

Впрочем, не только в Полоцке. В Минске при сборе подписей тоже используют традиционные методы: никто никого не заставляет, но общежития в следующем году может и не быть. 

Однако не все студенты соглашаются на заманчивое предложение, даже когда его делает декан. Видимо, учеба в беларуском ВУЗе уже не так сильно мотивирует молодых беларусов. 

Интересно и то, что вчера, 25 мая, после заявления Лукашенко про собранные 200 тысяч подписей, зампред организации «Белая Русь» Александр Шатько рассказал журналистам, что собрать их было несложно: «Только у нас в «Белой Руси» 190 тысяч человек. Плюс мы собираем через общественные приемные, в обеденное время собираем, после работы».

Позже Шатько дополнил мысль: «Подписи в поддержку Александра Лукашенко собирают активисты нашей организации, но также десятки, сотни тысяч людей по всей стране, которым близок и понятен действующий государственный курс. И таких людей гораздо больше, чем 200 тысяч, поверьте нам на слово». Как заметил блогер Евгений Липкович своем Facebook, по сути, Шатько рассказал о нарушении избирательного законодательства Беларуси – подписи за выдвижение кандидата могут полноправно собирать только члены его инициативной группы, которым выдали удостоверение. Липкович уже отправил обращение в ЦИК, в котором потребовал вынести предупреждение кандидату Александру Лукашенко, а также аннулировать собранные за него подписи. 

Напомним, чем дольше Лукашенко у власти, чем больше перед каждыми выборами он собирает подписей за свою кандидатуру на выборах. Вот, сколько людей за него подписывались в разные года: 1994 год – 154 тысячи; 2001 год – 396 380 подписей; 2006 год – 1,9 миллиона подписей; 2010 год – 1,1 миллиона; 2015 – 1,7 миллиона подписей. Интересно, сколько будет в этом году? 

А что у других кандидатов? 

У остальных кандидатов методы сбора подписей самые разные. Жена блогера Тихановского – Светлана Тихановская – благодаря мужу на этих выходных устроила чуть ли не опен-эйр на Комаровке. Чтобы оставить подпись за нее (ну или за ее мужа), в центре Минска выстроилась километровая очередь

Другой популярный кандидат, экс-банкир Виктор Бабарико, берет огромным количеством членов своей инициативной группы, где около 10 тысяч человек. Многие из них – достаточно известные и медийные люди – просто пишут в своих соцсетях, что могут приехать к любому желающему, чтобы тот поставил свою подпись за Бабарико.

Ну, а третий обсуждаемый кандидат, экс-глава ПВТ Валерий Цепкало, также как и Тихоновская решил воспользоваться аналоговым методом – разместил на улицах палатки, где можно расписаться за его кандидатуру на выборах. И буквально сегодня сделал заявление о методах действующего президента.

Вместо вывода

  • Бюджетников с паспортами приглашают в кабинеты дирекции организаций и просят поставить свою подпись за Лукашенко. Часто в бланках уже есть инициалы работников. 
  • Некоторым сотрудникам госорганизации грозят увольнениями, если те не поставят подпись или не соберут определенное количество подписей. 
  • В беларуских школах собирают подписи не только среди сотрудников, но и среди родителей учеников. Некоторые учителя рассказывают о том, как их просят предоставить паспортные данные родителей. 
  • Студентов также «просят» поставь подпись за Лукашенко – часто, мотивируя напоминанием о том, что в следующем году они могут не получить место в общежитии. 

Важно: помните, вы не обязаны оставлять свои подписи за любого из кандидатов в кандидаты на пост президента, если не хотите этого делать. Это право закреплено за каждым беларусом в Конституции. 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Ты будешь президентом после меня, я это устрою!» Сны беларусов о Лукашенко

Боль • Татьяна Замировская

Беларус часто (почти всегда) спит и видит сны. Иногда беларусу снится Лукашенко. Возможно, перед выборами – чаще и настойчивее. В этих снах он приходит на кухню, журит и контролирует, обижается и переодевается в треники и костюм горошка. Онейрологический портрет еще как минимум пару дней президента республики – в исследовании писательницы и журналиста Татьяны Замировской. Этот материал впервые публиковался на KYKY в 2015 году – но он стоит того, чтобы повторить его в 2020-м.