«Супермодель по-белорусски». Снимают они, а стыдно нам

Боль • Анна Златковская
На канале RU-TV Беларусь началось шоу «супермодель по-белорусски». Это как «топ-модель по-американски», только больше похоже на малобюджетную версию «Дома-2». Мы посмотрели четыре первых выпуска этой программы и пришли к неутешительному выводу: лучше бы этой передачи вообще не было.

Очевидно, что данное мероприятие выросло из известного шоу Тайры Бэнкс «Топ-модель по-американски», которое насчитывает уже 24 сезона. В Беларуси пока пытается выйти только первый сезон своей «супермодели» – в надежде на громкое продолжение.

Ведущая программы – Ангелина Громченко. Спонсоров у шоу довольно много: это и прокладки отечественного производства, и служба такси, и загородный дом для отдыха, и несколько продуктовых марок. Работать над программой и выбирать самую-самую пригласили известных персон – Анастасия Чучупалова, Александр Киринюк, Денис Аргер, Александр Кухаронок и Джул Кравец. Если вдруг вы не в курсе, кто эти люди, то цитируем слова ведущей Ангелины: международная модель и организатор недели моды; топ-стилист Беларуси, самый эпатажный представитель беларуского шоу-бизнеса; известный фотограф, основатель модного журнала «ICON»; известный фотограф и режиссер-постановщик; известная певица, ведущая, профессиональная актриса и многодетная мама.

«Цель программы – вырастить и выбрать девушку, которая сможет достойно представить Беларусь на международном рынке фешн-индустрии. Харизматичную, умную, с идеальными параметрами и идеальным телом», – сообщает телезрителям ведущая. Вспоминаем шоу Тайры Бэнкс, в котором наоборот старались разрушить каноны красоты с ее идеальными параметрами и принимали в объятия девушек любой внешности. Так становится очевидно, что в Беларуси все по-прежнему на уровне комплекса соответствия, а красота моделей ассоциируется лишь с параметрами тела. Правда, идеальность в сантиметрах не озвучивается.

Победительница шоу, по заявлению ведущей программы, примет участие в международном конкурсе красоты «Dukascopy» в 2018 году. О таком конкурсе слышим мы впервые, так что обратимся к поисковику. Выяснится, что конкурс (слово «международный» гугл зачеркнул) действительно существует. Участвовать в нем может любая девушка старше 18 лет. Нужно только заполнить анкету, загрузить фотографии и ждать, когда твою кандидатуру одобрят модераторы. Если повезет, станешь участницей финального конкурса красоты в Женеве. Это дает возможность выиграть много денег и всяких бонусов. Только вот чтобы стать участницей данного конкурса, быть победительницей «Супермодели по-белорусски» совсем не обязательно. Ну, или беларусы знают, как проскочить отборочные туры и попасть сразу в финал. Что, впрочем, тоже не сулит приз в несколько тысяч евро.

Танцуй или отжимайся: кастинг в проект

В первом эпизоде 50 девушек пробуют впечатлить строгое судейство в лице Джул Кравец, Дениса Аргера и Александра Киринюка. Неподкупное и профессиональное жюри (опять цитата) восседает за столом на небольшом возвышении в темной, плохо освещенной комнате, увешанной черной тканью. Девушки топают к столу по черной дорожке-подиуму и пытаются доказать, что они достойны участвовать в телешоу. Ведь в анонсе заявлено: победительницу ждут не только главные призы, но она научиться всему, что должна знать профессиональная модель. То есть все очень серьезно.

На шоу Тайры в первом отборочном туре девушки уже заранее представляют свои фотографии, по которым можно судить, насколько они фотогеничны, как понимают плюсы и минусы своего тела и могут ли себя грамотно подать. Поэтому когда участница выходит к жюри, обсуждение идет не только в рамках: «Привет, Катя, ну и зачем пришла?», но и с разбором представленной фотографии.

В беларуском проекте все оказалось проще. Жюри придирчиво оглядывало пришедшую девочку и либо быстро говорило «да, мне нравится», либо требовало от конкурсантки доказать, что она достойна пройти дальше. Комментарии от неподкупного и профессионального жюри, которое ищет умную и харизматичную идеальную модель, были такие:

- На что ты готова ради хайпа?
- Чем готова удивлять? Ну, давай, удиви меня.
- Ты в проекте, если отрастишь там (на подмышках) кучеряшки.
- Что пришла к нам такая неухоженная?
- У тебя колхозные туфли.
- Меня покорили твои губы. Я за одни твои губы готова сказать тебе «да».
- Честно, ты немного неадекватная, но ты мне этим нравишься.
- Пой или отжимайся.
- Я люблю блеск и стразы, поэтому говорю да.
- Готова похудеть?
- Видишь, сзади тебя надпись «Супермодель». Sorry, но не сочетается.
- Ты говоришь очень периферийно.
- Я ищу наглую и самоуверенную девушку.
- Докажи нам что ты достойна. («У меня руки гнутся», – говорит одна из участниц). – О, а еще что гнется?
- Попа, какая! Попа зачетная!
- Любишь жрать? (В ответ девушке, которая сказала, что она хочет быть моделью plus-size).

Музыкальное сопровождение за кадром – «Роза чайная», «Все мы бабы стервы», «Периферия».

Некоторые участницы расстроились, что не прошли кастинг. Даже плакали. Только одна девушка отказалась от участия в телешоу, обратив внимание на обращение и неуместные комментарии со стороны организаторов проекта. Только одна из пятидесяти поняла, что карьера модели слагается не из жалких попыток удивить стилиста, фотографа и певицу тем, что садишься на шпагат и готова отрастить волосы в подмышках. И все же кастинг случился, жюри удалось выбрать «достойных» девочек для шоу. Впереди обещали жестокие испытания, а победительница, как вы понимаете, может быть только одна.

Первое испытание: скатиться с горки

Первое испытание проходило в аквапарке. Девушкам предстояло скатиться с горки на тюбинге, где-то внизу их ждал фотограф. Как происходила фотосессия, кто был тот самый фотограф и где он стоял (и был ли?) в кадр оператора не попало. Зато телезрители увидели девушек в купальниках, горки, водичку, попки под водичкой и много истерики по поводу: «Ай, как было страшно». Для рекламы аквапарка – вполне. Для шоу, претендующего на звание модельного бизнеса, – нет. Остается только порадоваться, что американские создатели оригинального шоу никогда не увидят, во что превратили их идею. Стоит ли объяснять, что каждое испытание, которое преодолевают американские девушки – это не просто развлечение ради красивой фотографии, это и мастер-класс от фотографов с мировым именем, которые попутно объясняют участницам, как надо работать, дабы получился удачный кадр. Это работа стилистов, имиджмейкеров и продюсеров.

В Беларуси все тривиальнее. Скатилась, посмеялась на камеру, поплакала на камеру – все, спасибо, шоу снято. Тридцать минут с перерывом на рекламу прокладок.

Выпуск четвертый: Солодуха и «непонятно откуда растут конечности»

Следующий выпуск программы был посвящен жизни девочек в Доме, приходу звезды и резюме по первому испытанию. Судя по всему, операторов для съемок не хватает, поэтому в доме по углам понатыкали пару камер, которые фиксируют все, что происходит с участницами проекта. Слышно плохо, видно плохо, но это мелочи, ибо особо ничего и не происходит. Или происходит, но ни редактор, ни продюсер программы это не фиксирует и не подает грамотной нарезкой в эфир. В какой-то момент может показаться, что вы смотрите не шоу, связанное с фешн-индустрией, а беларуский вариант «Дома-2».

Приход звезды беларуской эстрады Александра Солодухи, видимо, должен был как-то оживить обстановку. Вспоминать оригинальное шоу «Топ-модель по-американски» становится всё больнее: там каждое посещение гостя становилось мастер-классом, эпатажем и, в конце концов, саспенсом. Но зачем это знать, если можно просто пригласить Солодуху, встать в кружок и спеть его песню? Потом торжественно вручить в качестве приза одной из девочек собственный диск с песнями в ярко-розовой обложке. Почему именно эта девушка стала обладательницей столь дорогого приза – осталось непонятным.

Впрочем, кажется, пора перестать удивляться. И плавно перейти к важному этапу в любом проекте на выбывание – определению лучшей и худшей фотографии после первого конкурса.

Сидя в маленькой комнатке на диванчиках, ведущая Ангелина и фотограф Денис Аргель приглашали по одной участнице и показывали девушке ее снимок. В этот момент зритель возрадуется, потому что фотограф в аквапарке все-таки был, и он действительно фотографировал девушек, скатывающихся с горки. Но оценка фотосессии будущих моделей дается примерно вот такая:

- Что тебе не нравится еще в этой фотографии?
- Как думаешь, могла бы она стать рекламой аквапарка?
- Ты понимаешь, что испортила съемку?
- Непонятно, откуда растут конечности.
- Если бы тебе заплатили за эту рекламу, чтобы ты делала?
- Ты считаешь, ты справилась?
- Почему так получилось? Ты не отработала заранее свою позу?
- Эмоционально кадр хороший, но если смотреть картинку в целом, оставляет желать лучшего.
- У тебя странные ноги. Ты не до конца продумала фотографию.

И так с каждой участницей, с теми же фразами и длинными унылыми паузами и попытками выяснить, что же не так с фотографией. Грамотные наставления и профессиональная критика упрется в две оценки: «более-менее» или «это плохо». Почему и что делать, чтобы улучшить фото, девушкам никто не расскажет. Видимо, это секрет. И, опять же, это длится сорок минут с перерывом на рекламу прокладок.

В финале этой пытки на кухне на фоне плиты и чайника, выяснится, что все участницы справились плохо. Только одной конкурсантке Анастасии предстоит развиваться дальше, поэтому ей вручили контракт в Китай. Почему, с чего вдруг в Китай, и собственно, что за контракт зрителям не объяснили. Настя, телефоны горячей линии, если вдруг что-то в Китае пойдет не так: 8 801 201 55 55 (звонок по Беларуси — бесплатный); +375 162 21 88 88 (для звонков из-за пределов Беларуси). Всегда стоит подстраховаться, особенно, когда контракт на работу за рубежом тебе вручают люди, называющие ноги конечностями. На этом четвертый выпуск шоу «Супермодель по-белорусски» заканчивается, обещая зрителям не менее напряженные выпуски в будущем (пока мы готовили этот текст, вышел пятый выпуск, но его мы смотреть не будем – Прим. KYKY).

Снимают они, а стыдно тебе

Странно, что имея в арсенале такое количество спонсоров, канал RU-TV Беларусь не смог даже собрать профессиональную (на самом деле) команду режиссеров, операторов, сценаристов и редакторов – таких, кто смог хотя бы на полсантиметра приблизиться к прототипу проекта. Профессионалов, которые могут качественно снять и смонтировать передачу, чтобы при просмотре не возникало желания разбить телевизор или монитор ноутбука. Где в этом проекте ведущие и эксперты с харизмой и обаянием, которое они сами же требуют от желающих попасть в шоу? Где хоть одна интеллектуальная попытка не привязывать красоту девушек к размеру их губ и широте поперечного шпагата?

Сколько выпусков будет еще транслироваться – неясно. В программе телеканала пока проект «Супермодель по-белорусски» не обозначен, хотя дневники шоу активно выкладываются на ютюб-канал и в инстаграм. Поймут ли создатели проекта, что они все это затеяли не для того, чтобы выдать девочку удачно замуж за олигарха, и надо как-то наращивать профессионализм – тоже непонятно. Но после просмотра четырех выпусков как-то неловко, что в паспорте стоит национальность – беларус. Как сделать так, чтобы больше никто не увидел эту программу и не ассоциировал этот кошмар со всей страной? Иначе, честно, это просто стыдно – всем, кто смотрит данный проект, но не самим организаторам.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«В военкомат приходят с жёнами, дети орут. Как бабы!» Дневник 45-летнего резервиста со сборов в Печах

Боль • Ирина Михно

Когда в марте со всей Беларуси начали спешно призывать в Печи любых военнообязанных без разбора, это напоминало сбор Ноева ковчега: брали и женщин, и бизнесменов, и айтишников, и больных, и многодетных. Президент решил похвастать в Борисове боевой готовностью. Герой нашего материала Александр Власкин работает в государственном исследовательском институте, у него есть жена и дети, но 14 марта его поставили перед фактом, что он должен отдать долг родине. Он поехал, но попутно вёл дневник в Facebook.