«Ты мужик или баба?» Четыре главных страха беларуского мужчины

Боль • Дмитрий Кураш

«Мужское поведение основывается на унижении друг друга, большинство мужских групп, с которыми я сталкивался, вообще считают оскорбление друг друга признаком близости и дружбы». Дмитрий Кураш объясняет, как мужчины попали в ловушку собственной маскулинности. Кажется, это идеальный текст для 23 февраля.

Современность, к счастью, дает нам возможность замечать изменения в устройстве мужской идентичности. Воплощения ковбоев, крутых героев боевиков и всяких Акваменов уже разбавляются образами ботаников, очкариков, асексуальных хипстеров и других «новых мужчин». Но быть допущенным в «мужской клуб» избранных – большая привилегия и основная задача в социализации. Литературный критик Дэвид Леверенц доказывает, что «идеологии мужественности функционировали в первую очередь в зависимости от бдительного надзора мужчин, равных (по возрасту и положению), и мужского авторитета». И хотя критерии мужественности постоянно изменяются, соответствовать им все равно приходится – ведь это под контролем у групп мужчин, находящихся с тобой в постоянной конфронтации.

Страх не войти в мужской клуб

Когда я был в школе, таких групп было сразу несколько — это и более сильные одноклассники, и старшеклассники, которые оказывали влияние на мужское поведение уже всей школы. Оценивающей силой дома был отец, а во дворе чаще всего были провокаторы из неблагополучных семей. Каждой из этих групп нужно было постоянно доказывать свою состоятельность, демонстрировать силу и напористость, отвечая агрессией на агрессию. Если не мог ответить – издевательства над собой нужно было стоически переносить и в никоем случае не демонстрировать слабость: не плакать и не ябедничать.

Майкл Киммел в своей работе «Маскулинность как гомофобия: страх, стыд и молчание в конструировании гендерной идентичности» отмечает, что основной эмоцией в гомосоциальном спектакле является страх. Страх включает в себя несколько измерений: это и прямой страх возможной физической расправы, и страх показаться слабым, что может привести к непринятию тебя в «мужской клуб» – а ведь для мальчика это одна из самых важных задач в школьный период.

Фото: James Emmerman

С возрастом значение физической силы становится всё меньше, а в «клубе» появляется другие критерии для оценки достойных. Повзрослевшие мальчики понимают, что успех у девочек не всегда зависит от способности расправиться с кем-то. Но от этого иерархия в клубе только усложняется, остается лишь постоянное соперничество в каждом из аспектов жизни. Мужские отношения всегда были и остаются соревновательными и иерархическими.

Дух соперничества включается в каждую из сфер, довлея над всеми другими аспектами существования. Любопытной чертой таких клубов является отсутствие четкого лидера, который бы диктовал условия – чаще в таких группах лидерство делится между несколькими и каждый имеет свою прочную роль. Но эти лидеры не могут в корне повлиять на ситуацию, потому что сжаты тисками восприятия их со стороны, они попросту не могут позволить себе совершить что угодно, что может ослабить их позиции. Шаткое положение каждого властного мальчика приводит к постоянной паранойе и чувству неуверенности в себе и своих силах. Всегда присутствует кто-то, способный пошатнуть твои позиции лидера – в школе это как минимум отец или мать. Одинокие матери зачастую требуют от своих детей даже больше, чем отцы, что ставит мальчика в ситуацию полной уязвимости: у него нет отца как живого примера, при этом ему необходимо соответствовать всем критериям матери.

Страх проиграть своим друзьям и быть «как девочка»

Другой тип «мужского клуба» – друзья. Данный клуб полностью подвержен всем тем же принципам лидерства и авторитета, но друзья собраны по интересам. Тут все роли четко распределены, в большинстве случаев каждый согласен со своей.

Но мы испытываем сами себя, совершаем героические подвиги, идем на непомерные риски – и все потому, что желаем получить от других признание нашей мужественности. Даже в условиях мнимого паритета дружбы все взаимосвязи остаются соревновательными и иерархическими. Я хорошо помню, как мы с друзьями постоянно ходили гулять и постоянно соревновались, кто сделает что-то быстрее, лучше, рискованней. Если кто-то из нас совершал необдуманный поступок, другие сразу же бросались его повторить, чтобы и тут оказаться лучше всех. Некоторые свои достижения я помню до сих пор и даже все еще испытываю чувство гордости за них.

С возрастом модель дружеского соперничества меняется: после того, как мы начинаем зарабатывать, элементом соперничества становится, например, одежда, а еще позже – техника, машины. Помните, в молодости особенно важно было купить модные на то время кроссовки. Естественно, эти кроссовки должны были быть дороже по сравнению с кроссовками твоих друзей.

When Harry Met Dilara © Casper Sejersen. From the exhibition All That Man Is – Fashion and Masculinity Now

Мужское поведение основывается на унижении друг друга, большинство мужских групп, с которыми я сталкивался, вообще считают оскорбление друг друга признаком близости и дружбы. Второй обязательный аспект взаимоотношений – сравнение с женщинами, что среди мужчин считается одним из главных оскорблений. В своей жизни я нашел этому очень много доказательств. Кошмар, от которого мы, кажется, никогда не избавимся, – страх, что другие мужчины заметят это ощущение неадекватности, увидят, что мы не являемся теми, кем мы стремимся быть. При этом «сохраняется извечная мужская потребность отличаться от женщин», оскорбление «как девочка» (или, что уж там, «как баба») – одно их самых распространённых и остро-ядовитых.

Страх перед женщиной

Мужчинам от того и сложно принять теорию гендерного равенства – весь они постоянно находятся в угнетенном состоянии. Я помню, как для меня самым сложным оказалось понять, что проблема ущемлённой позиции касается не только мужчин. Более ярко такую точку зрения я услышал от одного из знакомых, который всячески мне доказывал, что именно женщины правят миром, потому что они всегда и везде принимают решения. Можно предположить, что такое мнение формируется у мужчин по причине большего участия матери в воспитании ребенка, чем отца. Что ж, самый сложный этап моего становления был связан именно с отстаиванием собственных границ с матерью. Авторитет материнства никуда не уходит, а потому переварить и понять, что когда ты взрослый, власть уже не у матери, очень сложно.

Второй причиной стресса мужчин я вижу сексуальную несостоятельность и вместе с тем постоянную фрустрацию от невозможности заполучить ту или иную женщину. Мужчины не перестают хвастаться перед друг другом количеством своих партнерш, во многих компаниях их принято ещё и демонстрировать. В таком случае невозможность добиться желаемой женщины постоянно подавляет мужчину, ставя его в ущемленную позицию и образуя иллюзию абсолютной власти женщины.

Давление мужских отношений сказывается и на женщинах – они все чаще заявляют, что настоящих мужчин уже и нет вовсе. В такой ситуации очень предсказуем пост-ответ мужчины на женские нападки, который мы зацитируем: «Иногда я захожу в Инстаграмчик, чтобы посмотреть фоточки с жопами и сиськами. И вот, в новостной ленте, я случайно наткнулся на пост у какой-то молоденькой девочки лет 25, которая рассуждала о том, что мужчина до**я [очень много] должен, а женщина ни**я [ничего] не должна. Она – Божество, над которым нужно трястись, оберегать и всячески исполнять все её прихоти. А если ты этого не делаешь, то ты не мужик, а кусок дерьма». Эта вполне классическая выдержка хорошо демонстрирует отношение автора к женщинам. Он хочет отстаивать свои ценности, думаю, он даже считает себя «настоящим мужчиной» и потому в привычной манере спускает свои взгляды на положение женщины в обществе.

Фото: Stan Kaplan

Нельзя не заметить в такой риторике и потребительское отношение к женщинам. Автор поста акцентирует внимание на слове «не мужик» и демонстрирует «клубную карту»: «Я, конечно, не хочу включать тут мужскую солидарность и грудью вставать на защиту мужской половины населения...» Тем самым он демонстрирует нам, что вот он — мужчина, и со всем правами, к которым он привык, он имеет полное право выразить свою единственно правильную точку зрения. Кроме острой критики женщин, тут есть момент, который показывает нам, что мужчина чувствует себя уязвленным: «Да нас с детства учат одному и тому же – женщин обижать нельзя. Женщины – это слабые создания. И мы, с**а, всю свою сознательную жизнь только и посвящаем тому, чтобы сначала горбатиться на работах, где нас психологически насилуют клиенты, начальники, подчиненные и просто всякие дол****ы [идиоты] вокруг. А потом приходим домой, ублажаем вас и обхаживаем всеми возможными и невозможными способами. А что мы получаем взамен? Указания о том, что мы должны, а что не должны. Мы попадаем под артиллерийский обстрел из упреков со словами – «Ты не досмотрел», «Ты не додумался», «Ты недооценил», «Ты не долюбил», «Ты мало делаешь для меня» и так далее». Такая реакция часто встречается и на бытовом уровне, где какое-либо мнение женщины девальвируется, чтобы подчеркнуть важность мнения мужчины.

Страх, что у тебя недостаточно большой пенис

Соперничество мужчин обязано иметь измеримые показатели: количество женщин, размер зарплаты или размер пениса, но обязательно должен существовать параметр, по которому один из них будет иметь лидерские позиции. Не нужно даже изучать труды Фрейда, чтобы понять, что половой член для мужчины имеет огромное значение. Мужское лидерство очень часто на прямую или косвенно связано именно с этим органом. В детстве у меня был одноклассник, который при любой возможности рассказывал во всех подробностях размеры своего члена – предполагаю, значительно преувеличивая. Вспоминая его рассказы, я в первую очередь говорю о внутреннем ощущении неполноценности в тот момент. Большой член – крайне важный атрибут мужской полноценности и состоятельности, позже к этому атрибуту добавляется и половая жизнь, начать которую было чуть ли не самой важной целью подросткового возраста. Надо сказать, подобные комплексы с возрастом никуда не уходят, практически каждый мужчина сравнивал размеры своего полового органа со среднестатистическими показателями. Как женщина, которая постоянно живет в условиях изменчивых трендовых идеалов женской красоты, мужчина живет в норме размера своего полового члена. Постоянная нагрузка на психику заставляет мужчин рисковать своим здоровьем и ложиться под нож, соглашаясь на операции по увеличению пениса. Сама по себе формулировка «мужское достоинство» говорит нам о том, что у мужчин к своему детородному органу отношение особенное – и даже судьбоносное.

A new American identity by Stephen Medeiros

Карта «клуба мужчин» никогда и никому не выдается, просто ты либо внутри и играешь по сложившимся правилам, либо становишься объектом издевательств и физических нападок. К тому же причастность к такому клубу никак не спасает от возможных нападок внутри клуба. В каждом из таких «клубов» я встречал следующие критерии, по которым можно было утвердить свою позицию:

  1. Физическая сила;
  2. Финансовая состоятельность;
  3. Спортивные достижения;
  4. Сексуальная успешность.

Каждый из этих критериев я видел в любой группе мужчин, независимо от социального статуса и возраста – с возрастом меняется только их значимость и способы выражения. Каждая сфера дарит мужчине чувство превосходства – и совершенно неважно, над кем именно. Быть лучше – основная движущая сила в самовыражении, возможность находится в позиции силы – основная причина, побуждающая мужчин к действию. Все это даёт иллюзию приближения первым к финишу в вечном соревновании со всеми остальными. Все это еще сильнее подавляет мужчину и не даёт ему расслабиться. И, конечно, еще больше распаляет жажду добиться еще большей власти и достичь идеала, которого не существует в природе.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Вырастет забитое поколение, к которому государство залезло даже в трусы. Почему докладывать милиции о сексе школьников – бесчеловечно

Боль • Настя Рогатко

15 февраля начальник отдела по противодействию торговле людьми УВД Миноблисполкома заявил: теперь гинекологи после школьных медосмотров будут докладывать милиции о девушках, у которых был секс до 16 лет. Главный редактор KYKY объясняет, почему это жуткое решение – оружие массового поражения, и какие у него будут последствия.