«Проблема не в месте, а в голове». Литовец, который переехал в Беларусь и открыл своё дело

Места • Диана Вашкель
Беларусы часто бегут в другие страны, чтобы найти счастье, заработок и хорошую погоду. Но куда интереснее узнать, почему никуда бежать не стоит. Денис Анцявичус переехал из Литвы в Беларусь, открыл здесь свой бар и, кажется, даже не планирует уезжать из Беларуси.

Денису Анцявичусу 34 года, в Беларуси он прожил столько же времени, сколько и в Литве. Не так давно Денис открыл свое заведение на Зыбицкой – бар «На дне», а до этого был ведущим мероприятий. «Я не могу сказать, почему люди уезжают. Не могу за них отвечать. Но проблема, мне кажется не в городе и не в месте. Проблема – в головах».

Решение переехать из Вильнюса в Минск Денис сам не принимал – тогда он еще был старшеклассником, и переехал в Беларусь по решению родителей.«Всю историю я рассказывать не буду, в конце концов, это не обо мне. Для переезда было несколько причин, в том числе, ведение дел. Родителям в тот момент казалось, что так будет проще и правильнее, а я просто переехал. И мне как-то сразу здесь понравилось».

Семья Дениса мечтала о собственном доме, который они и купили. Дом находился не в Минске, поэтому заканчивал молодой человек сельскую школу, после чего поступил на исторический факультет, где получил первое высшее образование. «Семья у меня русскоговорящая, поэтому переезжать было не так страшно, как если бы по-русски я не говорил. Но последний год в школе мне пришлось отучиться на беларуском языке. А поступить в БГУ для меня всегда было очень большой мечтой, поскольку я был поклонником КВН, а ребята из команды КВН БГУ были просто богами юмора. И у меня сложилось впечатление, что БГУ – это настолько круто, что ни вильнюсский, никакие другие университеты просто рядом не стояли. Не люблю слово «мечта», люблю слово «цель» – и вот этот университет был как раз одним из таких пунктов. Я поступил в БГУ и стал играть в КВН. Цели достигались».

В итоге Денис стал подрабатывать на свадьбах и копоративах. Тогда это было еще и возможностью выживать во времена отработки после университета. Гонорар за одну свадьбу равнялся примерно трем месячным зарплатам: «Желания вернуться в Литву у меня вообще никогда не было. Возможно, потому что я из русскоязычной семьи. И, как сказал, Константин Хабенский, на языке нужно дышать. Это прямо мое. Да, я знаю литовский в совершенстве, но дышу на русском. И сегодня литовскоязычная среда мне уже не родная. Я кайфую, от того, как могу придумывать шутки, каламбуры именно на русском».

Еще одной причиной остаться в Беларуси стал неоспоримый факт: очень многое из того, чего беларусам не хватает, на самом деле уже существует. «Вот пример. Мы открыли с моим товарищем на самой тусовочной улице шот-бар. Идея этого заведения пришла в Литве, когда мы попали в шот-бар «Мистерия». Нам принесли 35 шотов, выложенных по цветам в Литовский флаг. Это то, чего мы раньше никогда не видели. Вильнюс – небольшой город, относительно Минска, но у них там уже не одно такое заведение. Мне казалось, что идея его на поверхности, и что вот-вот кто-то откроет что-то подобное. Ждал-ждал, и в конце концов решил попробовать сам. Сначала мы устраивали шот-вечеринки, а потом поняли, что доросли до собственного заведения. Пришлось пройти все семь кругов ада бюрократии, согласований и перепрофилирования.

Фото из группы бара

Второй момент – когда зашли в серое абсолютно без отделки помещение, в котором не было даже дверей, мы решили, что нужно сделать все, чтобы здесь было круто. Мы бывали во многих барах Европы, много чего пробовали, много чего видели, чем-то вдохновлялись, что-то отвергали. И идею интерьера нашего бара мы взяли у руинбаров в Будапеште – они сделаны из всякого барахла. Так зачем ехать туда, где сумасшедшая конкуренция, где очень сложно придумать что-то новое? Я считаю, что в Европе наоборот сложно. Есть такое выражение, что если ты что-то придумал, то у немцев есть это уже давно. А здесь столько свободных ниш. Не надо ничего придумывать – берите и копируйте».

Как иностранцу, человеку с видом на жительство, начать бизнес в Беларуси было не сложно. Единственная сложность, с которой столкнулся Денис – беларусы далеко не с первого раза могли записать его фамилию правильно.

 

О своей любви к Беларуси Денис говорит очень часто, однако помнит, что к Вильнюсу у него все же остались чувства: «Я особенно остро понял это, когда у нас проходил чемпионат мира по хоккею. Тогда можно было купить билет и приехать в Беларусь без визы. Мои друзья детства из Вильнюса приехали в Минск. И вот пока я проводил с ними время, пока мы ходили на всякие экскурсии, я постоянно ловил себя на мысли, что это мое. Знаете, как у Познера: до того, как он приехал в СССР, он же жил в Штатах. В 50-х проходили какие-то игры в СССР, тогда туда приехали студенты из разных стран, в том числе из Америки. И Познер много общался именно с американцами, и тоже рассказывал о том, как почувствовал, что это его. И у меня так. Жесты, какие-то шутки, атмосфера диалога – это было мое. Это метафизика».

Вильнюс для Дениса – место, где можно отдохнуть, откуда удобно путешествовать и где по-прежнему живут его друзья и близкие. В то время, как Минск – место, где он решил самовыражаться, что является самой важной ступенью в пирамиде Маслоу. «Люди, у которых похожая судьба, как у меня, поймут: когда я приезжаю в Вильнюс, я никому не позволю сказать что-то неприятное о Минске. А когда я в Минске, я всем сердцем буду защищать Вильнюс».

Минск VS Вильнюс. Чем отличаются две столицы

1. «В Минске я чувствую себя абсолютно безопасно. Я могу идти в любое время дня и ночи и чувствую себя спокойно. Я могу не переживать за свою девушку, если она идет куда-то поздно вечером.

2. В плане торговых центров и развлечений, Минск сегодня догоняет Вильнюс. Скидки, хорошие бренды по хорошей цене. И хотя одежду я чаще покупаю в Вильнюсе (в Ozas – он рядом с моим домом в Вильнюсе), не факт, что ситуация не изменится через какое-то время.

3. В Беларуси такие красивые девушки! В Европе этого эстетического наслаждения не хватает.

4. В Минске, мне кажется, больше крутых баров, чем в Вильнюсе.

1. В Вильнюсе свободнее дышится. Но свобода – это всегда ответственность, и ей тоже нужно уметь пользоваться. Там можно меньше себя сдерживать. Литовцы более раскованные.

2. Свобода передвижения и коммуникации. Ты можешь проснуться утром, решить, что ты хочешь через четыре часа быть в Барселоне, и, вероятно, ты там окажешься, не потратив какие-то сумасшедшие деньги.

3. В Литве есть море. Можно сесть в машину и через три часа тебя будет накрывать волнами.

4. А Баскетбольная сборная? Вся страна сидит дома у экранов телевизора, когда идет матч.

Я, правда, не знаю, почему молодежь уезжает, я у них не спрашивал, но мне кажется, что, если бы они нашли себя, они бы не уезжали. А найти себя можно одинаково – как в Беларуси, так и в Литве. Конечно, если бы меня поставили перед фактом, и сказали бы, что я должен срочно переехать в Вильнюс, то через года-два у меня бы и там все было хорошо. Но мне сейчас очень хорошо здесь. Так зачем мне что-то менять?».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«23 причины, почему Минск – магический город». Переводим восторженный репортаж американки о пяти днях в Беларуси

Места • редакция KYKY

Американка, которая объехала Иран, Китай, Кавказ и переехала жить в Норвегию, пожила и в Беларуси пять дней. Кажется, за это время Сильвия поняла всё про Минск-хипстерский и МИнск-советский и сумела полюбить наш город со всеми его трещинками. А в итоге собрала в своем блоге отличный список причин, почему Минск – магический город. KYKY целиком переводит текст.