Шашлык и лапоть на улице Октябрьской – это результат того, что государство не советуется с людьми

Места • Настя Рогатко

Начались Европейские игры – огромная гордость для официальной Беларуси и довольно незаметное мероприятие для иностранной прессы. Раз уж на них было потрачено столько денег и сил, хочется, чтобы всё выглядело достойно. Но, кажется, единственное, что не вызвает визуального отторжения, – это сама церемония открытия. KYKY объясняет, зачем нужно критиковать «своё» и почему палатки с валенками и матрёшками на улице Октябрьской – это самый яркий маркер неактуального образа мыслей городских властей. А главное – мы знаем, как это исправить.

Как только журналисты начали собирать по соцсетям посты с критикой Европейских игр, в комментарии пришла армия оппонентов – людей, которые писали: «Достало это нытье», «Скажите «спасибо», что хоть такое есть». Относилось это и к уродливым белым палаткам в стиле ку-клукс-клана, и к символу Игр, и к выбору музыкальной программы, и к пробкам из-за перекрытий улиц. «Вот попробовали бы сами сделать!» – кричали защитники государственной инициативы. Только вот это не нытье, да и предложение что-то сделать самим – исчерпавший себя аргумент. И у нас есть один очень конкретный – не эмоциональный, а основанный на фактах – пример, почему.

Вчера, в день открытия Европейских игр, на самой хипстерской, демократичной, молодежной улице города – Октябрьской – появились государственные торговые палатки. В них продавали соломенные сувениры, лапти, валенки, кофты УП «Ромгиль» Слоним, блузы ОАО «Камволь», вязанные чулки, надетые на оторванные ноги манекенов. Так улица не выглядела никогда.

Раньше было как: есть улица Октябрьская и площадь Октябрьская – тезки, идеально символизирующие пропасть между частной и государственной культурой. На первой куча граффити, модных вечеринок, современного искусства. На второй – пустота и два одиноких патрульных ОМОНовца. Эти два мира существовали как бы в зазеркалье, друг с другом никак не коммуницируя, максимально избегая любой интеграции. Чем больше проходило времени, тем больше улица (изначально, кстати, тоже пустая) начинала отличаться от площади. Теперь это как две параллельные прямые, которые не пересекаются – а иначе экосистема рухнет. И вот, случилось страшное: миры столкнулись, вернее государственная культура решила ворваться в частную. Хотела, наверное, как лучше – однако своим блицкригом всё отравила.

Улица Октябрьская страдает. Мучается бизнес: рестораторы теряют свою публику, потому что ей не хочется пить вино из красивых бокалов там, где играет Стас Михайлов. Минчанин, привыкший приезжать на Октябрьскую слушать хорошую музыку и видеть эстетически приятный Минск, тоже в ужасе: у него отобрали родной оазис, куда обычно можно было сбежать от Дожинок и парадов танков. В вегетарианское кафе MonkeyFood их постоянная аудитория попросту не придет – люди, которые не едят мясо, точно не будут пробираться к заведению через ярмарку шашлыка.

Страдает и иностранец – возможно, сам того не зная. Вместо улицы в ее аутентичном виде, который эволюционировал годами, он видит пивные палатки и соломенных кукол. Если турист не знал, что это за место, он уедет из Минска с воспоминанием о том, как в июне тут продавали валенки на фоне граффити и бюста Ленина. И будет считать, что так это все и должно быть (но нет, не должно). Если же иностранец прочитал где-то в интернете, что тут хипстерский рай, он просто разочаруется: ему обещали рейвы, а на практике дали благовонии с запахом жареного мяса и саундтреком сельской дискотеки.

Получается, городская власть, не желая выходить на диалог с людьми, отбирает у нас то, что мы уже успели сделать сами. Выглядит это так, будто они хотят отнять у хипстеров сэндвичи с прошутто и засунуть им в рот куриный шашлык. А заодно сменить эспадрильи на лапти. И вот тут нужно вспомнить про аргумент «Попробовали бы сделать сами». Мы уже попробовали – и у нас получилось. Город Минск всю свою современность, все лучшие бары, галереи, дизайнерские вещи и фестивали получил стараниями не людей в кабинетах – а людей, которые за свои деньги и нервы все это строили, открывали и придумывали. Все это – инициатива, которая шла снизу, а не сверху. Просто этой инициативе НЕ МЕШАЛИ.

Так, может, государству пора признать достижения частной культуры, капитала и этих смелых людей? Может, пора с ними советоваться – чтобы Европейские игры не превращались в ЕвроДожинки? Даже валенки можно продавать – просто нужно знать, как. А вместо того, чтобы ставить мангалы с шашлыком, можно позвать экспертов по беларуской кухне и попросить их составить меню. В Беларуси же было множество шляхетских блюд! И блеклого Лёсика заменить разработкой какого-нибудь достойного агентства. Ивентерами нанять тех ребят, которые делают FSP (они расскажут, как можно обойтись без толп ОМОНа и оцепления площадок). И не загонять студентов в волонтеры, выдавая униформу из полиэстера, когда в стране есть идеальный традиционный (и крайне трендовый сейчас) материал – лен. Тогда бы трип в Минск для приезжих не выглядел в 2019 году как путешествие в машине времени год в 1999-й.

Справедливости ради, сама церемония открытия многим понравилась. Там упомянули Шагала, Бакста, аккуратно использовали вышиванку, нестыдно представили историю Беларуси. Жаль, что на все остальное не хватило сил.

Многие говорят, мол, ну и пусть так – раз нам не дают провести Олимпийские игры, так пусть будут хоть вторые Европейские. Но если честно, слава богу, что нам пока не дают Олимпиаду. Иначе весь мир узнал бы, что наша гордость – это шашлык, лапоть и песни Нюши. А где-то рядом – Шагал, но на магнитике с чаркой и шкваркой.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

За что Европейские игры ненавидят волонтёры, минчане и все-все-все

Места • редакция KYKY

21 июня официально начинаются Европейские игры в Минске. Только вот город еще до их старта настрадался от показательных выступлений организаторов. Студентов принудительно сгоняют в волонтеры, пробки из-за перекрытых дорог растут, в медиа просачиваются разные проявления, простите, колхоза. KYKY не старается очернить это спортивное событие, лишь компилирует глас народа. К которому уже пора бы и прислушаться!