Страсти по Осмоловке. Репортаж с презентации проекта застройки

Места • Дмитрий Качан
26 июня, в 18:30 должна была начаться презентация проекта застройки той самой многострадальной Осмоловки. В переполненном актовом зале Администрации центрального района, явно не рассчитаннОм на такой ажиотаж, все началось с волнений присутствующих: выступающих на месте нет – опаздывают, духота страшная, люди, в том числе и пожилые, вынуждены жаться у стен или сидеть на полу или ступеньках. Неравнодушных к судьбе своего жилья и им сочувствующих оказалось очень много, и все они томились ожиданием, негодованием и, В ИТОГЕ, ГНЕВОМ. И только Минкульт решил не прийти.

Презентация началась с небольшим опозданием, но, честнее будет сказать, не началась вовсе: происходящее скорее напоминало ожесточенный командный рэп-баттл, проводящийся без намека на хоть какую-то очередность. Жильцы Осмоловки единым порывом, одной волной, требовали ответов: «Что будет дальше с нашими домами?», не идя на компромисс и не желая слушать, что же градостроители планируют возвести на месте их района. Чиновники пытались держать оборону и успокоить людей. Операторы с розовых айфонов вели стримы в соцсети своих изданий. Журналисты пытались расслышать хоть что-то и понять, о чем им писать свои тексты.

В целом, все сразу пошло не так, как, скорее всего, рассчитывала администрация: народ завалил чиновников вопросами сразу же, как они появились за трибуной. Кто-то просто выливал свой негатив (что, разумеется, легко можно понять), кто-то привносил долю конструктива, кто-то требовал переноса мероприятия в другое помещение с «человеческими условиями» (действительно, и без того не самый комфортный зал ввиду аншлага превратился в нечто среднее между кромешным адом и огненной Геенной).

«Зачем нам знать, что здесь будут строить, если мы хотим здесь жить?», – выражала свое непонимание общественность. Каждый подобный вопрос из зала утопал в аплодисментах.

«Мы живем здесь столько лет! А вы без нас решаете, что-то строите, что-то проектируете!» – вновь аплодисменты.

«Я хочу отметить, что это мероприятие проходит с нарушениями директивы №2 Президента. Такое мероприятие должно быть организованно так, чтобы было удобно населению. Обратите внимание: люди стоят один на одном, дышать невозможно, место не подготовлено!

Прошу донести до прокуратуры, что это мероприятие проходит с нарушениями!» – аплодисменты.

«А кто за трибуной?» – звучало в толпе. «Если я ничего не путаю, то это председатель Центрального района». «Кто вы такой? Представьтесь!».

После требования представиться администрация сделала это: ведущей презентации от администрации Центрального района оказалась начальник управления архитектуры и строительства Виктория Долговская. Главным архитектором проекта и докладчиком стал Александр Бондарчик. Присутствовали также представители комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома и представители проектного института. Во главе стола сидел человек с железной выдержкой – глава администрации Игорь Бузовский.

Администрация выбрала стратегию неизменения собственных планов, к микрофону вышел архитектор, разработчик детального плана сего проекта, и начал презентацию проектного решения. Правда, презентация была моментально убита требованиями гневных жильцов «отвечать, а не заговаривать зубы», а микрофон выступающего забил последний гвоздь в гроб надежды провести все по сценарию: функцию он выполнял только эстетическую, ни разу не увеличивая громкость голоса архитектора.

Так, и без того хаотичное начало мероприятия переросло в беспощадное броуновское движение. Администрация пыталась игнорировать неспокойствие, пыталась злиться («Вы пришли на общественное обсуждение! Не срывайте мероприятие!» – «Мы пришли с целью посмотреть вам в глаза!»), но пришлось импровизировать.

«Кто за то, чтобы перенести мероприятие на другую дату, поднимите руки! Кто против? Виктория, считайте», – звучало с трибуны.

Подсчеты Виктории показали, что народ проголосовал за продолжение мероприятия. Архитектор солидного возраста продолжил вещание в безнадежно мертвый микрофон, а его попытки прибавить презентации наглядности, путем демонстрации карты застройки, оказались чуть менее, чем безрезультативны: карта была слишком мала, людей в зале слишком много, журналисты, плотной стеной стоящие перед выступающим, были слишком непрозрачны.

Результат: полный провал презентации. Даже я, стоящий в полутора метрах от карты, скорее домысливал выступление, чем полноценно слышал. Что уж говорить о людях в битком набитом зале?

В общепринятом смысле презентация не состоялась. Единственное подобие диалога произошло, когда общественность попросила сказать свое мнение о будущем района лично главу администрации. К очевидному удивлению пришедших Бузовский сообщил, что не хочет ни сноса, ни чьего бы то ни было переезда, но подчеркнул необходимость постепенного решения: «Я как глава администрации Центрального района искренне хочу вам помочь. Но для того чтобы вы правильно выступили со своими инициативами, подойти к ним надо конструктивно и по закону. Дальнейший шаг — надо собрать инициативную группу, которая выступит от вас».

В общем-то, и все. На этом презентация закончилась, и администрация дала возможность полноценно высказываться людям. К микрофону по очереди начали выходить жители Осмоловки и активисты защищающие «родной район». Активисты из молодежного объединения «Гісторыка» высказывали замечания по проекту детального планирования и говорили об исторической ценности этого участка города. Оказалось, пока район находится на рассмотрении, включать ли его в список историко-культурной ценности, его застраивать нельзя.

Представитель кампании «Генплан – для минчан!» Денис Кобрусев призвал всех успокоиться и начать мыслить конструктивно: «Нам надо готовить конкретные замечания и предложения по всем нарушениям, которые мы выявили, касательно экологии, транспорта, градостроительных регламентов и т.д. Под этим обращением надо собрать очень много подписей и доказать администрации района, Минкульту, Администрации президента, если надо будет, доказать, что этот район очень важен не только местным жителям, но и всем минчанам».

Жильцы уже апплодировали вызывающим симпатию спикерам, но все еще кричали о невозможности и нежелании оставить свои дома и переехать: «Куда я поеду?» – стало главным аргументом толпы.

«Подавайте свои обращения в письменном виде, слету отвечать я считаю не целесообразным, – отвечает глава администрации. – Для этого установлен специальный ящик».

Пришедшие призывали друг друга ящик игнорировать, направлять свои письма напрямую в администрацию и выдвинуть кандидатов для вступления в комиссию. Активисты отметили, что нет инвестора и нет стратегии дальнейшего развития. Вспоминали московский опыт, сравнивая с текущей ситуацией: «Там хотя бы людям сначала жилье нашли, и если они согласны, то переселяли. А у нас все наоборот!».

Единицы выражали и согласие со сносом района: «Что важнее для города? Его прошлое или будущее? Хотите оставить прошлое и жить прошлым – оставляйте, но я за снос».

Одним из завершающих стал вопрос активиста Антона Мотолько, адресованный главе администрации. Представившись по просьбе аудитории, Мотолько привел данные по подписям петиций за и против сноса района, где против сноса выступило более шести тысяч человек, а за – лишь 29, и спросил, будут ли учтены эти данные при принятии какого-либо решения. Глава администрации внимательно вслушался и ответил: «Комментировать, Анатолий, я ничего сейчас не буду».

Среди тех, кто стоял поближе, пробежал смешок. Большая часть зала, разбившись на небольшие группы, обсуждала свои взгляды и мнение обо всем мероприятиям. Стало очевидно, что презентация прошла. Не успешно и не неудачно – просто мимо. Стороны попытались взаимодействовать, периодически даже осмысленно, но, в большей степени, массовые негодования общественности и стойкое желание администрации придерживаться задуманного маршрута и не отвечать на вопросы, не дали какого-то конкретного и ясного результата.

После презентации в отдельном зале образовалась небольшая пресс-конференция, на котороый остались только журналисты. Пытали чиновников до девяти часов вечера. Самое главное пока что вот:

План подразумевает снос нынешнего района и его застройку 5-6-этажными домами с парковками и торговыми зонами. Хотя застройщика нет, потому что дорого. И как неоднократно подчеркивала администрация: «это только вариант». После застройки вместо 820 человек, которые живут в этом районе, на той же площади окажутся 2 200 человек. Вопросы с детскими садами, школами, парковками, и пространством для жизни все еще открыты.

Капремонт последний раз проводился в 1980-х, а обсуждение судьбы Осмоловки ведется уже 13 лет. Все это время «невозможно» было рассчитывать затраты на капремонт, потому что, возможно, район пришлось бы сносить. Более того, администрация сообщила, что с 80-ых по 90-ые отчислений на капитальный ремонт жители не производили в принципе.

Почти вcя общественность против сноса района. Это было понятно и по воинственному настроению пришедших на презентацию и по количеству подписанных против сноса петиций.

Общественное обсуждение будет вестись еще 25 дней. Чиновники ждут замечания и предложения горожан. Если верить Бузовскому, написать свои замечания можно даже в соцсети.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Мужа здесь найти невозможно». Обитательницы Зыбицкой о самой «европейской» и «криминогенной» улице Минска

Места • Дмитрий Качан

Почему люди приходят на Зыбицкую? Что хотят здесь найти? Увидев наряды некоторых обитательниц этой улицы, догадок строить не приходится. Но KYKY решил не домысливать и честно спросить у девушек: что им нужно от жизни и что из этого они пытаются разыскать здесь – на самой «криминогенной», по мнению властей, улице. Большинство опрошенных включали режим оправдания: «Да я тут в первый раз». Ну да, мы тоже.