Вспоминаем даты установки минских скульптур. Часть вторая

Места • Алиса Петрова
Почему Мингорисполком не фиксирует даты установки городских скульптур? В каком году появился «Прикуривающий» и скульптура «Незнакомки» в Михайловском сквере недалеко от вокзала? Алиса Петрова продолжает искать дни рождения любимых минчанами скульптур, и выясняет у скульптора Максима Петруля, почему найти точную дату установки конкретной статуи сложнее, чем иголку в стоге сена?

Известен месяц

Май 1998. «Незнакомка» в Михайловском сквере

Скульптор: Владимир Жбанов

Фото: place.by

В интернете можно найти несколько вариантов названия первой минской работы Владимира Жбанова – например, «Минчанка» или «Дама на скамейке». В одном из интервью скульптор вспоминал: «Образ родился у меня совершенно внезапно, всего за каких-то пару часов… Мы с женой возвращались от тещи, немного поссорились. Я ушел в мастерскую и со злости вылепил «Незнакомку» — даму на скамейке». В Михайловском сквере скульптура была установлена благодаря случайной встрече Жбанова со скульптором Светланой Горбуновой и архитектором Борисом Юртиным. Городские власти проводили реконструкцию Михайловского сквера и решили украсить его скульптурами, поэтому Горбунова поинтересовалась у Жбанова: есть ли у него что-нибудь интересное для размещения в сквере? Считая, что ничего подходящего нет, Владимир стал лепить разных сказочных персонажей, считая, что именно они впишутся в Михайловский сквер. Через несколько дней Борис Юртин, войдя в мастерскую Жбанова, обратил внимание на маленькую скульптуру дамы на скамейке.

Жбанов удивился такому выбору. Это была жанровая работа, а его со студенческих лет критиковали за увлеченность жанровой скульптурой: в почете были величественные памятники.

Вскоре после установки минчане придумали ритуал: чтобы сбылись все мечты, дамочку нужно непременно пощупать. Скромные люди трогают «Незнакомку» за коленку, развязные – за грудь. Отъявленные циники называют скульптуру «памятником проститутки», хотя в Михайловском сквере представительниц данной профессии отродясь не было.

Май 2003. «Гуси» в фонтане около Комаровки

Скульптор: Владимир Жбанов

Владимир Жбанов лепил гусей с натуры: купил на базаре живого гуся, поселил у себя и изучал. Птицы получились важные и гордые. Гуси, как и другие скульптуры Жбанова, пользуются у минчан популярностью: взрослые любят их фотографировать, дети – залезать на них летом. Посмотреть на гусей можно только в тёплое время года, потому что на зиму их укрывают вместе с фонтаном.

Декабрь 2010. «Барон Мюнхгаузен» во дворике музея истории Минска

Скульптор: Владимир Жбанов

Автор хотел поставить скульптуру около Музея кино, потому что его Мюнхгаузен сделан по образу «Того Самого Мюнхгаузена», сыгранного Олегом Янковским. Но почему-то скульптура всё же оказалась во дворике музея Минска. Кстати, у вас есть буквально несколько дней, чтобы увидеть эту скульптуру. KYKY узнал от сотрудницы музея, что в скором времени «Мюнгхаузена», как и «Гусара» заберёт вдова автора, Жанна Жбанова.

Известен, увы, только год

1874 (восстановлена в 1967 году). «Мальчик с лебедем» в Александровском сквере

Самый старый фонтан Минска был установлен в 1874 году в честь запуска водопровода с чистой артезианской водой. «Мальчик с лебедем» не уникален: аналогичных фонтанов в мире насчитывается около двухсот штук. Некоторые ошибочно приписывают авторство итальянскому скульптору Лоренцо Бернини, однако он умер за двести лет (в 1680 году) до появления первого «мальчика с лебедем». По другой версии, автором является Теодор Эрнст Калид, создавший скульптуру в 1833-1834-х годах. Во время Второй Мировой войны «Мальчик с лебедем» сильно пострадал. В 1967 году его отреставрировал известный советский скульптор и художник Заир Азгур.

1999 год. «Прикуривающий» в Михайловском сквере

Скульптор: Владимир Жбанов

Фото: place.by

Бронзовая фигура мужчины, который просит прикурить, была срисована с реального человека – Владимира Голынского. Голынский был предпринимателем, любил погулять и мечтал снять кино. Его мечта сбылась: он спонсировал короткометражку на студии Беларусьфильм. Именно тогда у него созрел план сделать забавную бронзовую скульптуру «прикуривающего» и установить у входа в киностудию. Моделью предприниматель предложил себя – и летом 1998 года его познакомили с Владимиром Жбановым. Позже скульптор вспоминал, что Голынский шутил по этому поводу: «Если городские власти не разрешат установить скульптуру, тогда она послужит мне памятником». Мистическим образом шутка стала судьбоносной: после согласия властей поставить скульптуру в людное место, предпринимателя не стало. А открытие скульптуры состоялось на 40-ой день с момента трагической гибели Голынского.

2000 год. «Девочка с зонтиком» в Михайловском сквере

Скульптор: Владимир Жбанов

Фото: place.by

Жбанов говорил, что идея произведения появилась у него задолго до установки – тогда одинокая фигурка ассоциировалась у него с девушкой, в одиночестве ожидающей троллейбуса. Но трагедия на Немиге в мае 1999 года внесла в ощущения скульптора тревожную ноту, символизирующую беззащитность детей. Зонт в руках девочки, который должен защитить ее от дождя, на самом деле является иллюзией. Своей позой она как бы приглашает людей тоже спрятаться под зонт, но он не даёт реальной защиты. Хрупкая фигура подростка напоминает, как беззащитны и уязвимы дети, хотя большинство посетителей сквера не замечает в скульптуре этой минорной нотки. Многие воспринимают её просто как милую девочку и не более того.

2002 год. «Торговка семечками» у входа в крытый «Комаровский рынок»

Скульптор: Олег Куприянов

Фото: ЖЖ serge_elephant

Скульптура «Торговка семечками» установлена в честь малого предпринимательства. Она находится на «своем» месте: рядом с «Комаровкой», главным продуктовым рынком Минска. У ног бронзовой бабушки стоит большой мешок с семечками, и она кормит с рук севших на нее птиц. Как таковой традиции, связанной с этой скульптурой нет, но блестящие от частых прикосновений воробушки явно пользуются популярностью среди покупателей.

2002 год. «Дама с собачкой» у Комаровского рынка

Скульптор: Владимир Жбанов

Фото: place.by

Автор изобразил в своём творении «Дама с собачкой» героиню чеховского произведения Анну Сергеевну и ее четвероногого друга по прозвищу Шпиц. У них есть двойники в Могилёве, которые встречают посетителей драматического театра при входе.

2002 год. «Фотограф» на Комаровском рынке

Скульптор: Владимир Жбанов

Фото: place.by

Объектив камеры «фотографа» направлен на стоящую неподалёку «даму с собачкой». К его образу часто придираются: фотограф одет по моде начала двадцатого века, а фотоаппарат фирмы «Polaroid» – компании, которая начала выпуск фотокамер лишь в конце 40-х годов. Но судя по «затёртым» камере и вытянутой руке фотографа, многие даже не догадываются об этом несоответствии и всё равно любят эту скульптуру.

2002 год. «Лошадь и воробей» у Комаровского рынка

Скульптор: Владимир Жбанов

Фото: ЖЖ serge_elephant

Скульптура изготавливалась с натуры – Жбанов лепил ее с лошади из Ратомки по кличке Экспертиза. Она специально сделана так, что на нее можно сесть всем желающим. А вот чтобы слепить воробья, скульптору пришлось много часов бродить по берегу Свислочи, фотографировать птиц, чтобы затем, внимательно рассмотрев фотографии, сделать маленькую птаху.

2008 год. «Отдыхающие балерины» возле Оперного театра

Скульптор: Владимир Слободчиков

У служебного входа в театр оперы и балета присели на скамейку отдохнуть балерины. Скульптура получилась грациозной и максимально реалистичной: натурщиками для композиции выступали артисты театра.

KYKY проконсультировался с минским скульптором Максимом Петрулём. По его словам, даты установки – не единственная проблема городской скульптуры в Минске.

Максим Петруль: Почему мы не можем узнать, когда была установлена скульптура? Потому же, почему люди не хотят читать экспликации (документы, знакомящие зрителей при входе на выставку с концепцией или информирующие о художнике – прим. KYKY) – недавно столкнулся с таким в галерее. Лень, безграмотность, отсутствие нормального арт-менеджмента и искусствознания в стране – не надо далеко лезть и облекать это в сложные формы. И профессиональное сообщество хромает. За 25 лет существования независимого государства ничего, кроме каких-то лозунгов: «Вперёд, в светлое будущее! Национальная школа – для развития искусства не было сделано.

Максим Петруль

Автора всё так же нет, как не было в советский период - отсюда и возникает проблема, что у нас ничего не подписано. Скульпторы тоже обижаются, когда их работы интегрированы в ландшафт, а о них ничего не пишут, как будто это создал народ. Являясь членом минского городского художественного экспертного совета по монументально-декоративному искусству Мингорисполкома, я веду работу, чтобы произведения подписывали. Самоцель и задача скульптуры – авторское высказывание, а не украшение города. Оно может даже обезображивать город, например, если это высказывание на тему войны. Украшательством у нас занимаются специально обученные люди – декораторы или дизайнеры-архитекторы. Но искусство лежит в совершенно другой плоскости, не в декоративной.

KYKY: В чём тогда секрет успеха Владимира Жбанова? Почему его работы все знают?

Максим Петруль: Он предлагал свои скульптуры для города, темы его работ понятны и легко считываются. Его скульптуры вызывают отклик, вступают в диалог со зрителем. В среде некоторые люди, кто вышел из советской социалистической школы, критиковали его: им не нравилась однозначность и буквальность тем и их решение. Но на самом деле, Владимир Жбанов внёс что-то свежее в городскую среду. С его скульптурами приятно фотографироваться, в конце концов.

Первую часть материала: «Почему Минск не может отпраздновать день рождения «Девочки с зонтиком» читать здесь.

В обеих частях статей представлены не все минские скульптуры. Если вы знаете день рождения той или иной скульптуры, но не увидели его в статьях – напишите об этом в комментариях.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Вечером, когда клиентов становится больше, мы шортики снимаем»

Места • Павел Свердлов

KYKY побывал в баре Miami, но пляжной атмосферой не проникся. Всё-таки голубенькие ласты, которыми подпёрли дверь заведения, — слабоватая попытка настроить на морскую волну.