Грай, Михалок!

Культ
В субботу 30 ноября «Ляпис Трубецкой» презентовала белорусскоязычный альбом в Вильнюсе. На концерт приехало 11 тысяч: разумеется, в основном из Беларуси. Концерт собрал так много отзывов, что редакция KYKY решила разобраться, кто и в какие рамки желает запихнуть группу «Ляпис Трубецкой» и зачем.

В субботу 30 ноября «Ляпис Трубецкой» презентовала белорусскоязычный альбом в Вильнюсе. На концерт приехало 11 тысяч людей: разумеется, в основном из Беларуси. Концерт собрал так много отзывов, что редакция KYKY решила разобраться, кто и в какие рамки желает запихнуть группу «Ляпис Трубецкой» и зачем.

Вчерашний концерт можно назвать, пожалуй, самым значимым музыкальным событием за последние несколько месяцев. По сути, это второй сбор белорусом Арены: только не «Минск-Арены», как у Коржа парой недель раньше, а «Сименс-Арены» в Вильнюсе. Музыкальный журналист и пресс-атташе «Ляпис Трубецкой» в Беларуси Дмитрий Безкоровайный в ФБ написал о происходящем: «Монументально и эпохально. Без дураков». Сегодня все подводят итоги. Михалку, «Ляписам» и самим себе. Основной вопрос: что это было?

Размах происходящего был очевиден еще в канун премьеры в Вильнюсе. Белорусы скупали билеты, бронировали отели и получали визы. Фотограф Сергей Гудилин постил в ФБ анекдоты на злобу дня:

— Девушка, а точно нет свободных номеров? Мы тут на Ляписов просто…
 — Всё занято…
 — Ну может подселите к кому?
 — Слушайте, белорусы, вам с 1939 года объясняют, что весь Вильнюс занят. Вам в прикол обламываться каждый раз?
 — Ну можно хотя бы флаги оставить?

Сразу после выхода в свет «Грай» на сайте госпредприятия «Минсктранс» появилась новость о том, что в связи с концертом группы «Ляпис Трубецкой» в Вильнюсе, 29 ноября туда отправляется десять автобусов.

«Мы этому очень рады и никак не препятствуем, — говорил редакции KYKY Евгений Колмыков, — Но отношения к этим автобусным турам не имеем. Единственное, в ближайшее время сделаем следующее: опубликуем у себя на сайте некую инструкцию того, как добираться из Беларуси в Вильнюс. Что мы рекомендуем, что нужно учитывать. У нас друзья часто спрашивают. Но сами автобусные туры мы не организуем».

Впоследствие СМИ подтвердили: «очереди на границе поражали воображение уже в пятницу с утра. Причем не только автомобильные, люди стояли по несколько часов, чтобы пройти границу пешком». В отличие от других белорусских концертов в Вильнюсе, на которые можно было получить визы, на «Ляписов» люди реально шли. Не в «Акрополис», не в бары Вильнюса, а именно в «Сименс-Арену». Это было как попасть на пару часов в другую Беларусь: когда прет от того, что таких как ты — много, и все вокруг — приятные люди.

Портал TUT организовал прямую трансляцию «Грай» у себя на странице. Ощущение причастности к концерту охватило 16 тысяч тех, кто не поехал в Вильнюс, — примерное число смотревших концерт онлайн. Среди них был драматург Николай Халезин, который написал у себя в ФБ (цитируем с сокращениями):

«Отсмотрел трансляцию концерта «Ляписов» от начала до конца… Не знаю как в Беларуси, но в Англии трансляция прошла практически без единого сбоя… Полагаю, администрация Задорного Баяниста™ порадовалась активности белорусов и успешной трансляции на одном из «правительственных» сайтов. Кадры с Майдана — это было сильно и очень точно с точки зрения современного искусства. Оперативный удар на актуальном поле. За них — отдельное спасибо! Ну, а кому не понравилось что-то: микрофоны, инструменты, видеокамеры в руки, и вперед — покажите нам, как надо!»

В ФБ писательницы и журналистки Татьяны Замировской просмотр трансляции выглядел теплее — о том, насколько успешной политической акцией стал концерт, ни слова:

В комментах под фото Замировская цитирует реплику самого Михалка о себе же: «Иди за кулисы, пей свои лекарства, пошел ты на хер, Михалок!»

Действительно. Во время концерта Сергей Михалок постоянно говорил о себе в третьем лице. Это же заметил и портал TUT: «Старая дурная обезьяна» Михалок благодарил всех присутствующих за концерт, представлял всю свою команду, вспомнил свою семью и сентиментально расплакался в конце. И это пробрало покруче всех манифестов».

Наутро после концерта белорусские порталы перепечатывают концертные монологи Михалка: «Яны пiздзяць i нават не чырванеюць!» — пишет «Артсядзiба». Михалок прессе не дает интервью. За него с «Еврорадио» общаются клипмейкер Алексей Терехов и продюсер Евгений Колмыков. Последний, в частности, отвечает за гражданскую позицию группы. «Еврорадио» спрашивает: «Дык мо і зробім Міхалка адзіным кандыдатам ад апазіцыі?». Колмыков отвечает: «Мы ж прытрымліваемся анархічнага светапогляду… За ўвесь гурт магу сказаць. І мы ўвогуле супраць усіх прэзідэнтаў, на самой справе (смяецца)». В стране, где профессиональной политикой заниматься сцыкотно, самым закономерным является притянуть к ней за уши музыканта.

Тем временем, на странице в ФБ «Партыя БНФ» постятся бело-красно-белые флаги на танцполе в Вильнюсе. Флаги были, все тру. Приходит мысль, что если завтра в Беларуси перестанут сажать за эти флаги, то все улицы будут заполнены вот такими ребятами:

Но ведь «Ляпис Трубецкой» — уникальная группа, каждый берет у нее что-то свое. Один — музыку, другой — текст, третий — протест, четвертый — энергетику. Сергей Гудилин на странице в ФБ отмечает:
«Если суммарную кинетическую энергию 11 тысяч человек, которую они вырабатывают в течение 1,5 часов на концерте, направить в государственные дела, то можно если и не захватить телевидение, то «Чижовка-Арену» сдать в срок. А так — ушло в заграничный пол…»
Пока зрители на концерте получают кайф, в комментах на TUT идет классическая белорусская модерируемая дискуссия. Зрители обсуждали, рождается ли патриотизм «на заводах, в научных лабораториях и под лязг гусениц на учениях» или «на пьяных тусовках прыщавых бездельников». Вряд ли об этом задумывается сам Сергей Михалок, который в реальном времени жжет на сцене: «Нам хотелось, чтобы концерт был эмоциональный, чтобы активировались все наши звериные инстинкты. Наши убеждения вы знаете, мы их повторять не будем, они не поменялись. Надо верить в чудо, мы не хотим холодной ужасной зимы, мы хотим, чтобы расцвели подснежники юной весны». Подснежники действительно расцветают. Девочки в ФБ постят фотки из вильнюсского зала. Например, Ольга Градива:
Наутро после концерта поклонники творчества группы делятся мыслями. Тимур Ткачев пишет (цитируется с сокращениями): «Вроде людей приехало, вроде полный зал… Все должны быть довольны и счастливы. Но я зол и негодую… Сколько завтра встречу людей, которые с самодовольной мордой скажут: «Ты не был в Вильнюсе на Ляписе? Ну ты лошара»… Просто съездить в тот же Смоленск, Москву, Питер, пусть даже Киев или Одессу — это не интересно! А в Вильнюс, чтобы потом повыпендриваться и прикупить шмоток — это крутяк! Так вот я к чему: все те, кто ездит на концерт послушать АУ и ЯБЛОНИ — держите завтра свои рты закрытыми — это как прийти на концерт с зеленым флагом!»
Концерт закончился, но говорить о нем будут еще долго, и говорить разное. Шутка ли: куча белорусского народу выстояла в очереди на границе часов по пятнадцать и сразу после концерта — вернулась назад. Дарья Калмыкова напоследок публикует автобусную фотку. Сергей Михалок — живой герой белорусов — выглядит уставшим. Он все сделал, у него все получилось.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Афиши гигантов: белорусские художники в Риме

Культ

В Минске есть художники, которые все делают умно. Например, арт-группа C/A/C Олега Шобина совместно с галереей «Артплац» Натальи Янковской. Белорусы придумали проект живописных киноафиш, провезли его по Италии и подарили одно из полотен победителю 70-го Венецианского кинофестиваля Джанфранко Росси.