«В 1920-х пионеры сами хоронили детей». Всё, чего вы не знали о смерти и похоронах в разные времена, а зря

Культ • Виктория Вайницкая

Пока одни копят деньги на крио-заморозку, а другие – на место на кладбище, KYKY проследил, как менялась мода на похороны и отношение к смерти у человека разных эпох. Если некоторые ритуалы покажутся вам странными, вспомните, что сейчас некоторые завещают сделать из своего праха бриллиант и отправить его в космос.

Древний мир. «Смерть, не имеет к нам никакого отношения»

В пещере Шанидар в Ираке археологи обнаружили останки неандертальцев, что доказывает: культура похоронных ритуалов существовала еще у них. Один найденный скелет лежал на боку в форме зародыша, возле которого нашли следы пыльцы. А могила второго была засыпана камнями, и рядом – останки большущего костра.

Античные мыслители даже со своими широкими взглядами все равно сходились в том, что смерть не избежать. Они придерживались философских теорий о вере существования души у человека, которая переходит с ним в царство мертвых, практически не теряя телесный облик. Ритуалы над умершими проводили, как выражение скорби. Ведь лучше отдашь дань усопшим, чем потом получишь гнев от богов.

У эллинов была традиция: хоронить умерших у себя в хижине – для этого заранее готовили отдельную койку. Однако после вспышек эпидемии домашняя традиция переехала на необитаемые острова либо за поселения.

Древним грекам было близко принятие неизбежности, эпикурейский мыслитель написал: «Смерть для нас – ничто, ведь всё – и хорошее, и дурное, заключается в ощущениях, а смерть есть лишение ощущений. Самое ужасное из зол, смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то уже нет нас».

 

У них существовало два вида прощания с человеком: сожжение на костре и закапывание в землю. В случае сожжения прах помещали в урну и закапывали, либо помещали в гробницу. Считалось, что, если мертвеца не похоронить, то душа умершего будет неприкаянно блуждать. Интересно, что все еще живущая традиция украшать могилу венками была описана еще у Цицерона. Тогда не было возможности класть в последний путь личный айфон, поэтому оставляли то, в чем больше нуждаются: мужчинам возлагали оружие, а женщинам – драгоценности.

В рот умершему клали монету, дабы отплатить перевозчику, который везет труп к богу Гермесу. А в руку вкладывали лепешку, чтобы задобрить пса Цербера, охраняющего ворота царства мертвых.

Древние египтяне придумали целый обряд сохранения тела после смерти, процесс которого длился 70 дней. Из умершего доставали все внутренние органы, заполняли, обрабатывали внутренности специальными растворами, хранили в щелоке, а перед обматыванием смазывали тело маслами для лучшей сохранности.

На полуострове Арднармерхан в 2011 году археологи нашли единственное захоронение викингов. При раскопках нашли лодки с воинами, а рядом – останки молодых рабынь: их хоронили как отдельную ценную собственность.

Средние века. Вертикальные гробы для общения с покойниками

В 5-6 веках формы обрядов слегка изменились: дорогие истязания сменились певцами и плакальщицами. Обряд похорон должен был проходить тихо, шествие по городу не должно было создавать много шума. А в комнату покойника не могли входить женщины до 60 лет, не считая ближайших кровных родственников.

Продолжительность траура родня решала сама. В знак скорби женщина носила черную одежду, а мужчины – повязку на руке траурного цвета.

В Исламе умершего хоронили в течение 24 часов после смерти, причем обряд должен был завершиться до захода солнца. Тело усопшего трижды омывали водой: с кедровым порошком, с камфорой и чистой. Затем покойника укладывали на специальное ложе лицом, а тело окуривали благовониями.

 

Мужчин хоронили в трехслойном кафане, а женщин – в пятислойном, изготовленного из белой ткани. При этом качество полотна указывало на состоятельность человека. Труп обмывали лифорой, а затем гроб опускали в землю. После погребения зачитывали талкин из Корана. Памятниками служили обычные камни с надписью «Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены».

Иудаисты также хоронили умершего в день смерти. Однако по их религии запрещены похороны в субботу и в другие иудейские праздники. Вскрытие, бальзамирование, кремирование тоже табуировано. Саван должен быть белым, а на тело умершего смотреть нельзя – человека нужно запоминать живым, а не мертвым.

По дороге на кладбище процессия останавливалась 7 раз. Все присутствующие на погребении бросали в могилу по 3 лопаты земли, говоря: «Да упокоится его душа с миром». При этом лопата не передавалась из рук в руки, чтобы избежать знака смерти. После того, как погребальная яма засыпана землей, совершался обряд надрывания одежды. Возвращаясь с кладбища, все моют руки, очищаясь от встречи со смертью. Едят поминальную еду – сеудат хавраа, варенные яйца. А после родственники соблюдают семидневный траур – шива.

В Индонезии похороны были уделом богатых. Первое время труп хранился в определенном временном гробу, его хоронили только после накопления достаточной суммы денег. Причем разложившиеся части тела несли не в гробу, а под рукой, в вертикальном положении.

На Бали труп клали на стол, где уже были расставлены продукты. Затем несли к хижине, освещая мебель фонарями, и кидали в братскую могилу. Когда собиралось достаточное количество останков, их сжигали. После чего начинался праздничный банкет в честь всех кремированных в этот день.

В Юго-Восточной Азии ушедшего хоронили возле дома или работы. В качестве надгробий использовали камень, возле которого клали фальшивые деньги, возле строили деревянный домик, куда ему приносили еду и питье.

 

На севере Европы практиковали болотные похороны. Тела мимуфицировались естественным путем в торфяных болотах. Такие останки сохранились до наших дней практически в нетронутом состоянии. 

На территории современной Болгарии ученые раскопали редкое место, где людей хоронили без ног. Понять смысл и подход погребального ритуала не удалось, но не исключено, что ноги просто не помещались в гроб.

Некоторые жители Австралии, острова Бали, народа Нага (Индия) вешали гроб с трупом на дерево. У этого было две причины: так можно было прийти родственнику и пообщаться с покинутым и сохранить тело от диких животных.

В Китае практиковали висячие гробы «сюаньгуань», которые прикреплялись к отвесной скале. Они бывали трех видов: одни крепились к деревянным балкам в скале, другие хоронились в пещерах, а третьи укладывались прямо на выступы в скале. Все эти способы захоронения можно увидеть в одном и том же месте – в уезде Гунсянь, где находится самая большая коллекция висячих гробов во всем Китае.

Славянские похороны и вечеринки на поминках

У древних славян похороны играли две роли: устроить хорошую жизнь покойнику в новом мире и установить живую связь с родными. Хоронили умершего в зависимости от поселения. Где лес – там много дров, а значит обряд проходил с кродом (погребальным костром), а тело сжигалось. В районах Кубани и Дона после крещения Руси тело закапывали в землю для экономии топлива. А в портовых странах тело просто опускали в воду.

Чаще всего прах сожжённых хоронили на расстоянии трех сажень друг от друга, чтобы свет от Ярилы-Солнца мог освещать все курганы, и тень от одного не падала на соседние при восходе и заходе солнца. А само кладбище представляло из себя «город мертвых». Этому свидетельствует писание Ибн-Фодлана (начала X в.): «Похороны знатного русса».

При умирании славянина одевали в самую лучшую одежду, иногда весьма дорогую, а также надевали крестик. Клали на лавку, укрывали белым холстом, руки складывали на грудь, в глаза вставляли зерцала из бронзы или меди. В доме закрывались полотном зеркала – ведь считалось, что покойник может забрать живых с собой в подземелье. Двери не закрывали на замок, чтобы душа могла спокойно выйти и вернуться, иначе она остается в доме на три года. Затем жрец читал напутствие, все живые удалялись из комнаты. После совершался обряд прощания с родственниками: покойника выносили вперед ногами, тщательно мыли пол, а затем целовали в лоб. После сожжения прах развеивали над полями, а остатки клали в курган.

 

300 лет назад основным погребальным укладом была кремация. А страны находились в формате двоеверия, ведь христианство проникло лишь в западную часть Руси. По вечерам проводили прощальный ужин, а если покойник был воином, то друзья показывали все бои, в которых он воевал.

Похороны превращались в веселье: играли на народных музыкальных инструментах, пели, танцевали, рассказывали сказки, разыгрывали что-то вроде драматических сценок. Эта театральная постановка сохранилась до начала XX века.

Чтобы умершему попалась хорошая роль в новом мире, под тело к нему клали топор, а к ушам – сырые яйца. В некоторых селах для трупа изготавливали мыло, которым его обмывали. Мыльце прятали, а потом «лечили» им от разных недугов.

В Речи Посполитой прямо на могиле расстилали скатерть, устраивая поминки, а после трапезы уносили ткань домой и не стирали до сорокового дня. После положенных 40 дней её уносили в церковь.

В то время верили, что длина ног покойника имеет важное значение: если длиннее правая, то первым в семье умрет мужчина, левая – женщина. Кричать на похоронах могли все, кроме беременных – считалось, что родится беспокойный ребенок. 

Во многих поселениях похороны сопровождались чтением «духовных стихов». Эта традиция сохранилась и до наших дней в некоторых деревнях. «Божественные стихи» пели в основном пожилые женщины – «читалки». Пели по очереди с Псалтири до похорон – на девятый день, сороковой, полгода и на «годину».

Был еще один обряд – прахом посыпали порог дома умершего. От этого пошли приметы, что здороваться через порог нельзя, передавать что-либо – тоже. Поэтому во время свадьбы жених должен перенести через порог невесту, дабы объяснить ангелу хранителю, что теперь они тут вдвоем. От этого пошла фраза: «Враги на пороге».

Европа и СССР. Прогулки по клабищу и post mortem фотосессии

В XIX веке самой распространённой фобией в России и Европе стала боязнь быть похороненным живьем, после чего пошла традиция хоронить человека на третие сутки. Священники обходили захоронения, дабы убедиться в признаках гниения трупов. Богатых, на всякий случай, хоронили с запасом еды на первое время.

 

Вскоре римская медицина придумала делать вскрытие, дабы доказать состояние между жизнью и смертью. 

Традиция фотографирования похоронных ритуалов возникла в девяностых годах XIX века и продлилась сто лет. Пик распространения пришелся на 70-80-е годы, когда в продаже появились первые современные фотокамеры. Сложились и свои каноны русской фотографии: обязательно сфотографировать крупным планом лицо покойного, а также родственников у гроба.

В 20 веке похороны стали использовать для политических целей. Похоронный обряд Льва Толстого имел бурную реакцию. Христиане верили, что смерть – это промежуточная станция между жизнью и загробными муками либо блаженством. Траурная церемония стала частью городского досуга. Кладбище стало местом для прогулок. Чехов рекомендовал путешественникам посещать кладбища, дабы учиться жить: «Настоящий оптимист и вместо крестов видит плюсы».

В 1920-х пионеры сами хоронили детей. Во многом это явлении истории о детском самоуправлении, которое было распространено в 20-е годы.

В детских трудовых коммунах дети делали все самостоятельно, в том числе и похороны. Структура была та же самая, что и у взрослых: красный гроб и панихида. При этом интересно, что в традиционной культуре дети обычно исключаются из похорон как наиболее уязвимые с точки зрения ритуальной нечистоты.

В СССР пропагандировалась кремация, однако процесс этот был не для всех: сжечь труп стоило 15-20 рублей. Интересно то, что и для Ленина кремация была предпочтительней, но нужно помнить, что «тело Ленина — это тело партии, именно поэтому было так важно, чтобы оно оставалось функциональным».

В то же время практиковались долгие проводы, ведь смерть – необратимый процесс. Часто использовались открытые гробы, которые путешествовали с оркестром по городу. Тогда расцвет обрели фотографии с покойными: не у всех хватало денег сделать фото с живым родственником. Траурными маршами стали «Марсельеза» и «Вы жертвою пали в борьбе роковой».

9 марта 1953 года состоялась самая важная эпичная церемония советской эпохи – похороны Сталина. Интересно, что прощанье не соответствовало традициям того времени: гроб не ударяли трижды о порог избы и не вращали трижды, чтобы усопший не смог найти дорогу к дому. И даже не бросали еловые ветки. Кстати, заслуженным работникам ставили памятники за счет предприятий, остальные справлялись сами.

 

1990-е породили новое начало похоронным ритуалам. Бедность ликвидировала оркестры, зато предложила пышные мемориалы ушедшим борцам за капитализм. Смерть стала культом. Попытками оставить человека навек стали памятники героев и лозунги в стиле «даже и мертвые мы будем жить в частичке вашего великого счастья».

21 век. Люди, которые вообще не хотят умирать

Люди, рожденные в конце девяностых, по-другому относятся к похоронам: они привыкли к комфорту в жизни, стараются как можно безболезненнее пережить утрату близких. Этому свидетельствует полное отсутствие погребальной церемонии. Миллениалы с большей охотой делают кремации и развевают прах над озером, дабы не привязывать себя к определенному месту.

В XXI веке проблема с территорией на кладбище становится все острее, люди покупают за долгое время место на могилу и ждут «своего часа». Однако похороны меняются: молодое поколение уже не поддерживает загромождённые кладбища – на Западе они плавно переквалифицируются в аллеи памяти.

Остаются фотографии, страницы в соцсетях – человек продолжает жить в своих аккаунтах. Не исключается появление цифровых кладбищ. Впрочем, Facebook уже начинает быть одним из них.

Появляются новые экологичные способы похоронить усопшего. Например, промессия – это сухая заморозка тела, погруженная в жидкий азот, измельчение останков при помощи воздействия вибрации определенной амплитуды, сушка в вакуумной камере и закапывание получившегося праха в верхний слой почвы. За 12 месяцев из компоста получается удобрение. Так что благодаря «человеку» можно посадить дерево, как символ новой жизни – вот такой живой памятник. Появились и похоронные фейерверки с рассеиванием праха.

Для любителей моря придумали рифовое захоронение. Под воду погружают не совсем человеческие останки: пепел после кремации, смешанный с цементом, чтобы получилась структура, подходящая для интеграции в риф. Один из самых известных подводных мавзолеев находится в прибрежном районе островного города Ки-Бискейн, штат Флорида, и называется он Нептун Мемориал Риф.

 

Заморозка – тоже неплохой способ остаться в своем теле на долгие годы. Большинство компаний, которые занимаются крионикой, надеются на научный прогресс и возможность разморозить человека в будущем, вернуть к жизни счастливыми и здоровыми. Цена такой прихоти – от 80 000 до 250 000 долларов.

Мечта побывать в космосе сейчас особенно актуально. Поэтому неудивительно, что есть ряд желающих оставить свой прах за пределами планеты. Несколько выдающихся ученых, астрономов и даже создатель легендарного телесериала «Звездный путь», Джин Родденберри, выбрали именно такие похороны.

Популярными становятся мемориальные бриллианты из волос и праха усопшего, которые потом могут стать семейной ценностью для детей и внуков.

Отношение к похоронам в 2019 году изменилось в том ключе, что мы не готовы умирать. Мы нацелены на долгую жизнь, уверены, что врачи нас вылечат.

Самое современное, что могут предложить беларуские похоронные агентства – это трансляция похорон, либо видеозапись.

Из более олдскульного они могут организовать поминки в эстетически оборудованном зале, похоронную службу по религиозному обряду, предложить музыку, военный оркестр или воинский салют. Также в интернете можно заказать услугу ухода за могилой, при желании это тоже можно сделать с трансляцией. Найти свободное место на кладбище и организовать доставку цветов к могиле. Все эти агентства нужны, чтобы «автоматизировать» процессы после смерти близкого – ведь у него остаются родственники, которые из-за страдают от потери и еще больше начинают бояться собственной смерти.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Плейлист для тех, кому еще не включили отопление. 33 трека, которые не дадут замёрзнуть

Культ • редакция KYKY

Коммунальщики города Минска уже неделю обещают включить обогрев наших с вами квартир. Возможно, у кого-то из вас батареи уже замироточили теплом, но скорее всего этого еще не случилось. Чтобы не замерзнуть окончательно, слушайте наш плейлист и согревайтесь танцами.