Что для мира – смертельный коронавирус, то для Беларуси – Россия. Прогноз от экономистов на 2020 год

Деньги • Ирина Михно

В начале 2020-го мир накрыла эпидемия коронавируса, который экономисты уже признали «черным лебедем» для глобальной экономики. Эксперты исследовательского центра ИМП составили прогноз, где объяснили, что будет с мировой и беларуской экономикой в 2020-м, куда утечёт нефть и зарплаты людей. KYKY пересказывает исследование простым языком.

Коронавирус – новая Великая депрессия

Коронавирус уже успел наследить в мировой экономике. На момент публикации текста ситуация такая:

  • Во всем мире коронавирусом заражены больше 85 000 человек
  • Во всем мире от коронавируса погибло почти 3 000 человек
  • Во всем мире от коронавируса выздоровели больше 41 000 человек
  • В Китае случился обвал на фондовых биржах

Конечно, эпидемия сильно подкосила Китай – режим чрезвычайной ситуации введен практически на всей его территории. Эпидемия ударила по китайский отельерам, турфирмам, транспорту – короче говоря, по всем туристическим бизнесам, которые формируют половину ВВП Китая. Пострадала и китайская промышленность, торговля – да и курс юаня упал почти на 2%, после китайского нового года мир облетела новость, что китайские фондовые биржи рухнули. Впервые с 2011 года потребительские цены в Китае выросли на 5,4%. Но в этом – сюрприз – виноват не столько коронавирус, сколько африканская эпидемия чумы свиней. Но новый вирус может сделать еще хуже.

Экономисты предрекают для Китая два сценария. Либо коронавирус не остановят – и он «положит» рост ВВП Китая уже в первом квартале 2020-го. Либо китайцы победят вирус (и при этом не начнется зомби-апокалипсис или какая-нибудь новая эпидемия) –  и всё у них будет хорошо. Тогда ВВП будет расти на 4,5%-5,5%, как это было раньше.

Для сравнения, экономика США от торговых войн пострадала больше, чем от коронавируса (у нее было 2.3% роста за 2019-й, хотя в 2018-м было 2.9%). Но есть риск, что она еще может обеднеть из-за коронавируса. Если вам кажется, что нас это не сильно касается – вот грустные цифры: 85% мировой промышленности прямо или косвенно зависит от поставок из Китая. Если что-то идет не так у Китая, страдает Россия. Страдает Россия – страдает Беларусь, это древняя традиция. Даже если не завязываться на восточных соседей, Беларуси может достаться с другой стороны.

Например, в США может пострадать IT-сектор, падение которого будет шоком для беларуской экономики, ведь нашему государству уже понравилось жить за счет айтишников.

Плохая новость – никто пока не знает, куда бежать и кого спасать. По мнению рейтингового агентства Moody’s, коронавирус может быть еще более «черным лебедем», чем глобальный финансовый кризис и Великая депрессия 2008-2009-х в США. Почему? Да потому что, в отличие от кризиса, предугадать коронавирус не мог никто. А значит никто и не смог подготовиться.

Но! Если эпидемия не затянется (китайские и американские медики заявляют, что уже тестируют лекарство), то подрывать мировую экономику у вируса долго не получится. Как это было с предыдущими вспышками эпидемий вроде атипичной пневмонии. В этом случае после спада паники экономика Китая пойдет на взлёт.

А что там у России?

Нравится вам это или нет, но Россию вирус не особо подкосил. У восточного соседа в экономике 2019-го не было побед – рост ВВП замедлился до 1,34%, но эпидемия тут ни при чем. Россия даже закрыла год с профицитом (и решила в лучших традициях простых смертных на все оставшиеся деньги накупить валюты). Если мировая экономика избежит спада, то в 2020-м Россию ждет рост ВВП примерно на 1,5%-2%. Если говорить проще, в России полным ходом идет стагнация, но так как там есть нефть и они пока нормально за нее торгуются, проблема маленьких зарплат и ослабления инвестиций не особенно волнует ребят из Кремля.

Ну в Беларуси-то есть хорошие новости?

Беларусь второй год живет в режиме «сегодня тоже ничего не произошло». Экономический рост замедлился с 3,1% в 2018-м до 1,2% в 2019-м. За хоть какой-то рост ВВП мы должны благодарить, как говорят эксперты, «вид деятельности «информация и связь» – это мобильные операторы, «Белтелеком», и, конечно, ИТ-сфера.

Нефть стала одним из самых геморройных вопросов для беларуской экономики в 2019-м. Если бы не было долгих переговоров с Россией и стрессов из-за «грязной нефти», реальный ВВП Беларуси в 2019-м вырос бы на 1.6% (а не на 1,2%). Поэтому эксперты говорят: «Черным лебедем» для беларуской экономики в 2020-м стало отсутствие соглашения с Россией по условиям и объемам поставок нефти». Видимо, что для мировой экономики – смертельный коронавирус, для Беларуси – Россия.

В 2019-м в Беларуси сильно упал экспорт (с 2,4 до -0,5 процентного пункта), и замедлился рост импорта (с -4,1 до -2,3). Эксперты и в этом винят перебои с поставками российской нефти и снижение экспорта калийных удобрений. Декабрь 2019-го стал самым слабым по итогам внешней торговли за последние 60 месяцев – «отрицательное сальдо за этот месяц достигло 1,255 миллиардов долларов».

Надо сказать, Беларуси сильно понравилось продавать свои удобрения в Китай, а теперь это будет сложновато – им бы вакцину найти и человечество спасти.

Зарплаты же в нашей стране приятного удивления в 2019-м росли быстрее производительности труда беларусов. Звучит вроде хорошо, но это плохо сказывалось на ценах. Благо, к концу года баланс восстановился. Важно то, что в прошлом году реальные располагаемые доходы беларусов выросли на 6% – только радоваться нечему: в 2018 рост зарплат был больше, почти 8%. Время идёт, а мы не богатеем.

Почему растет курс доллара?

Причина первая: цена на нефть упала – по отношению к доллару обесценился российский рубль (да, мы все еще от него зависим). Причина вторая: в конце года Беларусь накрылили проблемы с нефтью и падение экспорта товаров. Причина третья: когда твоя экономика зависит от переговоров с вредными ребятами родом из Питера – о какой стабильности вообще речь?

А инфляция будет?

Эксперты говорят: «Динамика инфляции и ее прогноз на 2020-й позволили Нацбанку 12 февраля 2020-го снизить ставку рефинансирования на 0,25 процентного пункта до исторического минимума в 8,75% годовых». Если по-русски, то все вроде как хорошо, нет у нас никакой инфляции. Но эксперты её предвкушают и побаиваются – значит, вполне возможно, в ближайшие 2-3 месяца начнут расти цены.

А чем закончатся танцы с нефтью?

Ситуация такая: долгое время Беларусь закупала у России нефть по льготным ценам, но сейчас все изменилось. Цена на нефть для нашей страны будет увеличиваться, приближаясь к общемировой. А с 1998-го сложилась славная традиция: чем ближе цена нефти для Беларуси была к рыночной, тем меньше ее покупала Беларусь – бюджет-то не резиновый.

А теперь занимательная математика: из всей нефти, которую экспортирует Беларусь, только четыре миллиона тонн идут в страны по-соседству (в основном в Украину). Остальные шесть миллионов тонн едут в Великобританию и Нидерланды. И если в Украину отправлять нефть нам относительно дешево, то вот дальше на Запад – накладно и дорого. Итог такой: чем дороже будет нефть для Беларуси, тем меньше мы будем ее покупать и перерабатывать. Поэтому нам нужно готовиться к падению экспорта нефти. Ну и денег будет меньше.

Что ждет Беларусь в 2020-м, если коронавирус не убьет мировую экономику

Во-первых, обещать не значит жениться: Россия не компенсирует последствия налогового маневра.

Во-вторых, импорт нефти снизится примерно на 15%. А нет нефти – нечего перерабатывать и продавать в другие страны.

В-третьих, Минфин не будет существенно смягчать бюджетную политику. Если будет внешняя беда, эксперты говорят, что лучше сокращать госрасходы, чем затягивать налоги.

И в-четвертых, госпредприятия продолжать существовать – государство особо не собирается их ликвидировать, у него других забот по горло.

Во втором полугодии 2020-го ВВП Беларуси практически перестанет расти, потому что мы никак не можем договориться о цене на газ и нефть с Россией, и должны выплачивать кредит за строительство АЭС в Островце. Эксперты говорят, что в ближайшие пару лет наш ВВП будет расти примерно на 0,9%–1,2% – это очень мало, так мы не догоним даже соседнюю Польшу.

Курс рубля в 2021-2024 годах будет падать примерно на 4%-5% по отношению к доллару. Почему? Спросите у людей, которые придумали налоговый маневр.

Даже есть представить, что в 2020-2025 годах инфляция будет не выше 5%, а рубль упадет примерно на 1%, чтобы наша страна заработала 100 миллиардов ВВП, реальный ВВП должен расти на 3%-3,5% в год. А для этого нужно не много не мало – а волшебство.

Как все это спасти? В идеале нужно снизить налоговые льготы – как минимум, отказаться от индивидуальных льгот. И расходовать бюджет, не делая вид, что он бесконечный. Но и тут эксперты никакого хэппи-энда не видят: сразу за этими действиями, по их мнению, надо реформировать госпредприятия, систему социальной защиты, образования и местного самоуправления.

Кажется, они хотели написать, что и президента надо поменять – но не решились.

А вот будут у нас реформы или нет, ни один экономист вам не скажет – пока наше государство вместо выстраивания какой-либо стратегии переобувается под краткосрочные выгоды и затыкание дыр в бюджете.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Уйти из IT. Почему беларуские айтишники бегут из золотой клетки

Деньги • Настя Рогатко, Ирина Михно

«В последний год было чувство, аналогичное тому, когда приходишь на работу в дырявых носках – никто не видит твой факап, но тебе за него стыдно. А я не хотел работать, чтобы производить шлак». KYKY разбирается, почему разработчики, менеджеры, seo-шники и даже собственники IT-бизнесов бросают свою работу и доли в компаниях ради рисования, пилатеса и психотерапии. И хватает ли им силы воли не вернуться обратно.