Беларуски выпустили проект о женщинах в ИТ. В сети заполыхало. Теперь авторки говорят, что ИТ — «мужская песочница», им отвечает техлид WG

Боль • Ольга Кузеева

Что триггерит беларуских мужчин — налоги, цены бензин, безработица — возможно, и это тоже, но сегодня мы расскажем о другом: как бурную дискуссию вызвало исследование о женщинах в ИТ, где говорится о сексизме, который не до конца побежден в нашей стране, и как, по мнению авторок проекта, это характеризует беларуское ИТ — чтобы разобраться, остается ли сфера «мужской», в тексте присуствует реальный айтишник из Wargaming (а вы пишите в комментариях, с кем из героев текста согласны). 

Часть 1. Стереотипы и эйджизм: что узнали о женщинах в ИТ

Речь про проект Women in Tech, который был запущен в августе 2022-го для поддержки женщин — как «реакция на очевидный гендерный дисбаланс в индустрии». Первое, чем занялись авторки проекта, было исследование о том, почему в беларуском ИТ мало женщин. Оказалось, большинство беларусок (95% респонденток) не смогли реализовать себя в этой сфере, потому что постоянно сталкивались со стереотипами о женских способностях. Многие (75% респонденток) убеждены, что как раз шаблонное мировоззрение мужчин мешает женщинам становиться программистами и инженерами.  

Конечно, это далеко не все причины — еще есть большая конкуренция на рынке сотрудников, дорогостоящее обучение и эйджизм. Участницы исследования писали: «Боюсь, что поздно начинать, мне 33»; «Не уверена, что буду востребована на рынке труда в 40». Так же многие женщины признались, что боятся столкнуться с выбором между карьерой и семьей/материнством (конечно, мужчины в Беларуси уже начали ходить в декрет, но много ли таких вы знаете?). 

ИТ-сфера все еще достаточно закрыта для женщин, причина этого кроется в гендерных стереотипах и неравенстве — такой вывод сделала авторка исследования Марина Ментусова: «Кому-то может показаться, что проблемы не существует, ведь юридически у женщин Беларуси уже давно нет никаких ограничений в образовании и карьере. Однако существует множество невидимых барьеров, которые серьёзно ограничивают потенциал беларусок». 

Марина говорит и о том, что дискриминация и другие «прелести» сексизма, которые, как казалось многим, уже проиграли в Беларуси, все еще живы в нашем обществе: «Начиная со школьной скамьи девочек готовят к традиционным женским ролям: в лучшем случае их подталкивают к выбору гуманитарных, «традиционно-женских» профессий, в худшем — указывают на интеллектуальное превосходство мужчин и намекают на мифическое «женское предназначение» охранять семейный очаг и рожать детей. Эти, на первый взгляд, безобидные фразы и шутки оказывают серьёзное влияние на уверенность в себе и будущее многих девочек, ведь они закладывают в подсознание установку, что ты хуже, слабее, глупее, чем мальчики». 

«Ее место у меня в постели»: реакция айтишников-мужчин 

Более полную версию исследования Women in Tech опубликовали, в том числе, на популярных среди беларусов айтишных сайтах Dev.by и Eb***e.it. Авторки проекта пришли в комментарии, чтобы посмотреть на реакцию читателей, и поняли: многих  тема зацепила (например, на портале Eb***e.it обсуждение исследования попало в том самых обсуждаемых за месяц). Авторки проанализировали почти полторы сотни комментариев, далее — самые цензурные из них. 

Часть комментаторов считают, что в ИТ нет препятствий для женщин

Другие — пишут, что «найти достаточно умных женщин» якобы сложно.

Третьи утверждают, что умным женщинам дорога в ИТ открыта, но только не в Беларуси, России или (внезапно) в Иране.

Есть комментарий и о том, что женщинам якобы вовсе не интересны технические профессии, и в ИТ они идут только за зарплатой или мужем.

И много других:

Часть 2. ИТ остается «мужской песочницей»? 

Прочитав комментарии, Марина Ментусова написала мини-колонку:  «Глобально все эти комментарии являются лишь очень красочной иллюстрацией результатов исследования.

ИТ по-прежнему остается «мужской песочницей» и очень агрессивной средой для женщин.  

Мужчины-«айтишники» под «разоблачающей» наше исследование статьёй пишут: «Её место у меня в спальне, а не в IT», — подразумевая, что главная ценность женщины в сексуальном удовлетворении мужчины. Такой обыкновенный сексизм и объективация не удивляет и одновременно вызывает досаду — в 2023-м многие мужчины используют риторику женоненавистников времён «Охоты на ведьм» у замка Рейнштейн. Спустя пятьсот лет общество продолжает оценивать женщин в основном по внешности, навязывая субъективные стандарты красоты, вызывая их отчаяние и снижая самооценку. 

Про мифическое женское предназначение в виде рождения детей и замужества пишет большое количество комментаторов — кому-то кажется, что женщины «идут в ИТ, чтобы найти мужа», другим кажется, что неравенство обусловлено тем, что женщины просто уходят в декрет и поэтому их не нанимают (что незаконно по Конституциям большинства стран, даже Беларуси), или они не могут совмещать работу и «своё главное женское предназначение». 

Но что важно: ИТ является одной из немногих сфер, где гендерного равенства можно было бы достигнуть очень быстро. И где могли бы хорошо зарабатывать женщины из многих уязвимых групп: матери в отпуске по уходу за ребёнком или ухаживающие за детьми с инвалидностью; женщины с ограниченными физическими возможностями; женщины, проживающие в региональных городах, где не найти работу с удобным графиком для выполнения своей «второй неоплачиваемой смены». 

В ситуации последних трех лет, когда женщины из Беларуси, Украины и России столкнулись с невообразимыми вызовами, уже не кажется, что ИТ — волшебная таблетка, но эта сфера все еще остается возможным решением многих проблем. 

Пандемия коронавируса, экономический кризис, вынужденная эмиграция, беженство из-за войны, необходимость обеспечивать семью и детей, при этом часто самостоятельно (о чем свидетельствует статистика по разводам и миллиардам невыплаченных алиментов) говорит, что женщины очень сильно нуждаются в хорошо-оплачиваемой удалённой работе с гибким графиком. Кроме того, страны в последние годы показали чудовищную статистику домашнего насилия, одной из причин которого является экономическая зависимость женщины от партнера. В таких случаях технические дисциплины, большинство из которых доступны онлайн и хорошо оплачиваются, могут помочь беларускам обрести финансовую независимость и гарантировать безопасность. 

Мировое научное сообщество вплоть до второй половины XX века оставалось закрытым для женщин, даже самые образованные мужчины тиражировали стереотипы и предрассудки относительно женского интеллекта и способностей к наукам. Многие поддерживали гендерную дискриминацию как для студентов, так и для сотрудников научных и образовательных институций. Как мы видим сегодня, тенденция оправдывать дискриминацию «естественными причинами» или даже «природой» никуда не исчезла. Многие комментаторы на сайте «ebanoe IT» напоминают, что среди лауреатов Нобелевской премии неспроста так мало женщин, совершенно при этом упуская из виду тот факт, что женщины получили доступ к высшему образованию всего лишь чуть больше, чем сто лет назад, и всё ещё продолжают сталкиваться с образовательным неравенством повсеместно. 

Когда 99% комментариев в закрытом ИТ-коммьюнити о нашем исследовании унижают, оскорбляют и подвергают сомнению интеллектуальные способности вообще всех женщин (пусть даже в шутку или иронию), они сохраняют статус-кво в положение женщин в сфере информационных технологий». 

«Не возьмут на работу, потому что нет скиллов». Ответ техлида Wargaming

Чтобы до конца разобраться в ситуации и понять, насколько вообще близки к реальности комментарии в сети и выводы Марины, KYKY поговорил с айтишником с опытом, должность которого предполагает найм сотрудников (в том числе, женщин): «Начну с того, что рассматривать всерьёз комментарии на Eb***e.it, а тем более воспринимать их за срез реальных мнений — все равно, что обижаться на сборник анекдотов. К построению карьеры этот сайт не имеет отношения.

Женщины в IT есть, и они отлично работают — правда, заявок от них действительно приходит мало. За последнее время я собеседовал около 80 разработчиков, и среди них была одна женщина — очень крутая как специалист. Я сделал ей оффер, но она приняла предложение другой компании, ей оно оказалось интереснее.

То, что женщин-разработчиц мало, корректнее сравнивать со спецификой профессии, а не с сексистскими установками. Если ты хороший разработчик или разработчица, то тебя наверняка с детства интересовали вычисления, линейная алгебра, дискретная математика, и все, что связано с вычислительной техникой. Ты учишь алгоритмы, структуры данных, паттерны, языки программирования, чтобы на работе по восемь часов в день решать сложные задачи, а вечером читаешь техническую литературу, потому что разработка — это живая область, где постоянно все меняется. Эту работу по степени напряжения сравнивают с экзаменами, и ты сдаешь их каждый день.

Многие разработчики, если вырастают в должности до руководителей, вряд ли уже возвращаются к написанию кода — это тяжелое занятие, которое должно нравиться. Гендер абсолютно ни при чем, важны склонность и желание развиваться в профессии. А советовать ИТ гуманитариям потому, что здесь большие зарплаты, могут только продавцы ИТ-курсов, которые обещают на твои две тысячи долларов за три месяца сделать из тебя разраба. В реальности так не работает.

И, скорее всего, женщину, которая закончила такие курсы, не возьмут на работу потому, что у нее нет скиллов, а не потому, что она женщина.

Например, при собеседовании в американскую компанию, если ты указываешь пол и возраст, твою анкету просто не рассматривают — эйчары таким образом защищают себя от судебных исков, чтобы соискатели не могли обвинить их в дискриминации. О том, мужчина ты, женщина, трасгендерная женщина или трансгендерный мужчина, сколько тебе лет, есть ли у тебя дети, узнают только на личном собеседовании, до которого добираются те, у кого есть нужный компании опыт. Попасть в ИТ совсем без опыта можно, но только это будет не та заплата, о которой можно мечтать — джуны даже комментаторам Eb***e.it не будут интересны». 

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Іншы ціск». Як Крэмль «будзе праглынаць» Беларусь і чаму не будзе спяшацца — што стаіць за злівам аб амбіцыях РФ наконт РБ

Боль • Виктор Малишевский

Кітай як парасон і гарант незалежнасці Беларусі, перамога Украіны як магчымасць на захаванне незалежнасці. А што калі мы — сам насам са сваёй незалежнасцю? KYKY праглядае разам з палітолагам Ігарам Тышкевічам злітыя планы Расеі наконт паглынання Беларусі. Разам сумняваемся, пужаемся, аналізуем і можа трохі спекулюем (усё тое, што вам падабаецца).