«Я в опасности – что делать?» Гайд, как уехать в Польшу и получить убежище (пусть он никогда вам не понадобится, но знать это нужно)

Места • Мария Мелёхина

В Варшаве работает Центр беларуской солидарности для помощи беларусам, пострадавшим от репрессий после выборов президента-2020. Центр создавался стихийно полтора месяца назад, поэтому пока своего помещения у ребят нет, но возможно, ситуация скоро изменится. KYKY посетил временное пристанище по улице Мазовецкой, чтобы понять, как сегодня функционирует организация и что нужно знать, если вам вдруг придется просить политического убежища и получать статус беженца.

«Истории у всех ужасные». Как работает Центр беларуской солидарности

Лестница. Третий этаж. И сразу просторный холл с кухней. Есть даже духовой шкаф, плита и холодильник. Почти на все пространство растянулся белоснежный стол, за которым можно поесть, поработать, а недавно Светлана Тихановская провела за ним же пресс-конференцию. Меня встречает юрист Центра беларуской солидарности Алеся Пожиток и перехватывает удивленный взгляд: «Если вы думали, что здесь люди с чемоданами спят на полу, и дети плачут – это не так. В таких условиях невозможно было бы адекватно работать и оказывать помощь. Да и мало кто приходит лично, в основном пишут через мессенджеры».

Алеся Пожиток (слева). Фото из Центра Беларуской солидарности

На вопрос, много ли поступает обращений, Алеся смеется и говорит, что ей в помощь даже взяли помощника, потому что в первое время поток был бесконечным. За полтора месяца обработано порядка 350 заявок. «Мы объясняем, как правильно оформить документы, какие должны быть следующие шаги для получения статуса беженца. И в каждом случае это индивидуальная работа. Мы помогаем людям легализоваться в стране. И эмоционально бывает тяжело, ведь я – лицо первого контакта, то есть непосредственно общаюсь с людьми и обрабатываю заявки», – подытоживает девушка.

Мы идем по коридору с вереницей кабинетов, Алеся продолжает: «Слабину давать нельзя. Я не могу с жертвами репрессий поплакать, пожалеть, потому что не будет конструктива. А истории у всех ужасные. Например, был парень, с которого стянули штаны и угрожали изнасиловать дубинкой. Потом этими штанами протерли мочу в коридоре РУВД и швырнули обратно, мол, надевай. Ведь били так, что люди ходили под себя. Или еще история: семейная пара, которую задержали во время акции протеста. Причем девушка была беременной. На ее глазах избили мужа, и от шока она потеряла ребенка. Конечно, мы стараемся помогать и по медицине, и психологически. У нас в штате есть психолог, но большинство отказываются от такой помощи. У беларусов это как-то не принято».

Основной костяк сотрудников Центра солидарности – беларусы, которые перебрались в Польшу после событий 2006 и 2010-го. Один из них – Анатолий Михновец, который приехал в Варшаву после событий 2006 года по программе Калиновского.

«Никто не питал иллюзий – было заранее понятно, как будет развиваться ситуация в Беларуси. Так повторялось уже не один раз: фальсификация, протесты, репрессии, волна беженцев. Так было в 2001, 2006, 2010. Поэтому в 2020-м мы ожидали очередной волны. Только если раньше репрессии и разгоны длились всего несколько дней, то сейчас пошел уже третий месяц. И люди до сих пор продолжают ехать», – говорит Анатолий.

Анатолий Михновец

Фото из Центра Беларуской солидарности

Мы расположились в кабинете, и мужчина продолжил: «Центр беларуской солидарности создавался как прифронтовой госпиталь, чтобы здесь и сейчас помогать людям. Ведь многие думают, что приедут в Польшу – и их проблемы сразу решатся. Но это не так. Это другая страна со своим менталитетом, языком и бюрократическими трудностями. И мы стараемся помочь всем, выступить в роли посредника. Также наша цель – объединить беларускую диаспору и все инициативы, чтобы от единого лица разговаривать с польскими властями о своих потребностях, отстаивать общую позицию по защите прав и интересов беларусов в Польше. Чтобы это имело смысл и вес».

KYKY совместно со специалистами Центра беларуской солидарности составил правовой ликбез: здесь всё, что нужно знать, если вам экстренно придется покидать страну, опасаясь за свою безопасность. Пусть вам никогда не понадобится эта информация, но знать ее сегодня стоит каждому беларусу.

Что делать, если в беларуси грозит опасность, а шенгена нет

До недавнего времени польские гуманитарные визы выдавались быстро. Для этого нужно было обратиться в Консульство Польши. Но потом в Беларуси значительно сократили дипкорпус, и с получением виз начались проблемы. Тем не менее, если ситуация критическая и вы понимаете, что завтра за вами «придут» – можно без документов ехать в сторону польской границы. И уже там просить статуса беженца и подавать заявление на международную защиту.

Если повезет – прямо на границе некоторым выдают разрешение на безвизовый въезд от коменданта пограничной службы на 15 дней, 10 из которых вы проведете на карантине. Но в течение этого времени вам все равно придется что-то решать со своей легализацией. И в большинстве случаев это все равно подача на беженство. К слову, неплохо бы заранее позаботиться о месте, где вы будете отбывать карантин. На границе часто спрашивают адрес, по которому вас будет проверять полиция. И если такой адрес есть, это значительно упрощает прохождение границы.

Фото из Центра Беларуской солидарности

Если у вас на руках уже есть гуманитарная виза, пребывание в Польши легально до конца срока ее действия. И здесь есть два варианта: самостоятельно снять жилье и просто переждать, если вы не собираетесь надолго оставаться в Польше. Второй вариант – подавать документы на беженство. Получение этого юридического статуса занимает от 3 до 6 месяцев и автоматически дает вид на жительство. Правда, оформление часто затягивается и до 10 месяцев. 

Кроме того, Сейм Польши 28 ноября 2020 года принял закон от 17 сентября 2020 года «О внесении изменений в закон об иностранцах и в некоторые другие законы», который дает возможность трудоустройства иностранцев по гуманитарным визам при наличии разрешения на работу.

Следует отметить, что новые нормативные акты вступят в силу по истечении 14 дней со дня их официального опубликования. На данный момент закон «О внесении изменений в закон об иностранцах» ожидает подписи президента и публикации его в реестре нормативных правовых актов.

Поэтому важно понимать, что граждане Беларуси, которые едут в Польшу или уже находятся в Польше на основании гуманитарных виз, смогут устроиться на работу только по истечении 14 дней со дня публикации новой редакции закона в официальном правовом реестре и после получения разрешения на работу.

С гуманитарной визой также можно пойти учиться на программу Калиновского – это актуально для молодых людей. Но если вы готовы переобучаться и в зрелом возрасте – можете подавать документы на общих основаниях.

Если есть карта поляка – это почти золотой билет. Тогда вы сразу получаете доступ к рынку труда и можете делать вид на жительство.

И еще вариант, если ситуация не критическая – предварительно найти работу в Польше через агентство и въезжать в страну по рабочей визе.

Что делать, если приходится получать статус беженца

При подаче документов для получения статуса беженца у вас сразу заберут паспорт. А без него нельзя приобрести SIM-карту, сделать банковскую карточку, оформить PESEL – это такой идентификационный номер, который упрощает многие бюрократические процедуры в Польше. Наличие банковского счета и карты значительно ускоряет получение финансовой помощи от фондов – наличными деньги никто не выдаст. И лучше все эти условности сделать до подачи документов – это значительно упростит жизнь.

Фото из Центра Беларуской солидарности

Также одним из ключевых этапов для получения статуса беженца является интервью, в ходе которого нужно последовательно изложить свою историю, а также обосновать, почему вы запрашиваете этот статус. Хорошо, если у вас на руках будут какие-либо документы, подтверждающие ваши слова. От того, насколько структурно, логично и аргументированно вы сможете изложить ситуацию, будет зависеть решение по вашему делу. Чтобы получить политическое убежище, должны быть веские основания и доказательства. Нельзя сказать, что вам в Беларуси просто стало страшно, и вы решили приехать в Польшу. Также стоит учесть, что все документы подаются на польском языке, но с переводом могут помочь волонтеры Центра беларуской солидарности. Помните и то, что статус беженца теряется, если вы вдруг решили вернуться в страну, которую указывали как источник опасности для своей жизни и свободы.

В случае, если вы получите отказ в получении беженства, решение можно обжаловать. Это занимает огромный временной промежуток. Поэтому внезапной депортации и выдворения из страны бояться не нужно. Тем не менее, официальной статистики по отказам нет, и что-то предугадать в этом вопросе невозможно.

«Многие спрашивают: «Каковы мои шансы?». Но вам этого никто не скажет точно. Такой ситуации и такого потока еще не было – даже в 2010 году. Статистику по отказам в получении беженства по иранским, сирийским и чеченским делам приводить не имеет смысла. Это другие ситуации, другая культурная, социальная и политическая подоплека – их статистика к беларусам неприменима», – говорит Алеся Пожиток.

Если нет средств к существованию

После подачи документов для получения статуса беженца вы можете уйти «в приват» и самостоятельно арендовать жилье, если у вас есть финансовая подушка. Тогда размер социальной выплаты составит примерно 200 евро в месяц. Волонтеры Центра помогут найти жилье, но учитывайте, что вместе с оплатой за первый месяц придется внести залог в размере еще одной среднемесячной оплаты.

Либо вы можете поехать в лагерь для беженцев в Белой Подляске. Проживание и питание в лагере бесплатное. Там же выделяют 12 злотых или 3 доллара в эквиваленте на карманные расходы на день. Это небольшая сумма для Польши, но сейчас в Сейме находится законопроект, одно из положений которого – увеличение размера этой выплаты. Проживание в лагере – это не обязанность, а право.

Фото из Центра Беларуской солидарности

Также можно обратиться за единоразовой финансовой помощью в фонды BYSOL или BYHELP. Для этого нужно подать заявку, которую также помогут составить волонтеры при Центре солидарности. Но учитывайте, что на рассмотрение заявки уходит время (BYSOL обещает выплаты в течение двух недель, и пока это самый быстрый результат), а размер выплаты не фиксированный и зависит от конкретной ситуации. Для бывших сотрудников силовых структур и правоохранительных органов действует отдельный фонд помощи BYPOL.

«Фонды не могут обеспечивать в долгосрочном периоде всех, кто подается на беженство и пока лишен возможности работать. Это, скорее, разовая финансовая помощь на первое время, чтобы человек пришел в себя и понял, что он будет делать дальше», – говорит Алеся Пожиток.

Если вы подверглись репрессиям и политическому преследованию, либо у вас остались вопросы, связаться с Центром беларуской солидарности в Варшаве можно в фейсбуке, телеграме, по номеру телефона +48 668 936 213 – или сразу прийти на личную консультацию.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Из электриков – в президенты. Как работают забастовки в разных странах, и все ли из них успешны?

Места • Мария Мелёхина

Как в России обманывали бастующих шахтеров, сколько времени понадобилось польским рабочим, чтобы свергнуть коммунистов, зачем литовские учителя ночевали в здании Минобразования, а водители автобусов в Японии вешали белые полотенца на турникеты? KYKY подготовил обзор забастовок в разных странах мира.